А там её уже ждали управляющий и его заместитель, сотрудники службы безопасности, а немного погодя подъехали сотрудники полиции и вызванные на помощь родственники. Беседа продолжалась несколько часов, и была она очень трудной - женщина воспринимала все разумные доводы ровно наоборот, а в окружающих видела заговорщиков и мошенников. Не воспринимала даже слова мужа и дочери. Но в итоге общими усилиями победило разумное восприятие ситуации – она успокоилась, и вскоре написала заявление в полицию.
В Уфе запуганную мошенниками учительницу спасали всем миром – и сотрудники офиса «Уралсиба», и ее родственники, и полицейские.
История развивалась практически как в остросюжетном детективе. В конце обычного июньского дня в одном из уфимских офисов появилась женщина, которая намеревалась взять кредит наличными. Она была зарплатным клиентом банка, и работала учителем в школе. Конец рабочего дня, как потом выяснилось, был выбран совсем не случайно - в расчете на то, что сотрудники банка уже порядком устали и не будут чересчур придирчиво оценивать мотивы и доводы запоздалого клиента. Однако здесь организаторы схемы просчитались – молодому менеджеру Ольге Щепиной поведение клиентки сразу показалось подозрительным – та о чём-то беспокоилась и постоянно заглядывала в телефон. И даже не могла назвать точную сумму денег, которые ей нужны «на срочную операцию сестре», которую она назвала в качестве цели получения кредита. Ольга стала расспрашивать женщину о подробностях – и пошли логические нестыковки, все больше убеждавшие в том, что история выдумана. А когда скоринговая система проверила анкету заявительницы и одобрила лимит до 2,5 млн рублей, та тут же сказала, что именно такая сумма и нужна.
Ольга сообщила руководителю о своих подозрениях, и с его одобрения стала тянуть время, задавая клиентке новые вопросы, ответы на которые только подтверждали версию о том, что та попала под влияние мошенников.
В итоге женщину убедили прийти на следующий день, а чтобы исключить возможность оформить кредит в онлайн-банке и обналичить его в банкоматах - заблокировали доступ в личный кабинет.
«Мы подумали, что за ночь женщина осознает случившееся и примет адекватное решение не брать кредит», – вспоминает заместитель управляющего допофисом по розничному бизнесу Екатерина Гладких.
Однако пострадавшая прошла слишком внушительную психологическую обработку, аферисты привлекли для этого нескольких сообщников, использовали инструменты социальной инженерии, причём действовали спокойно и поступательно в течение довольно длительного времени, никуда не торопясь. Оказалось, что еще примерно за полтора месяца до описываемых событий, они выслали в мессенджер женщины сообщения, якобы от директора учебного заведения, с предупреждением: с ней должны связаться сотрудники правоохранительных органов. Вскоре позвонил неизвестный и, представившись полицейским, рассказал, что посторонние люди пытаются снять деньги с её банковского счета. Затем наступило затишье, а уже в июне ей стали звонить «представители» учебного заведения, полиции и банков. Подставные лица уверяли, что на неё оформлены заявки на кредиты, и, чтобы не дать возможности их получить, нужно взять кредит самой и для безопасности перевести деньги на некий счёт.
Подействовали разговоры по видеосвязи, демонстрация неких «служебных удостоверений» и документов о том, что она проходит свидетелем по делу о мошенничестве. В ответ на любые дополнительные вопросы испуганная женщина получала угрозы уголовного преследования.
Она была настолько запугана, что, не получив деньги в первый день, на следующее утро обратилась в другое отделение «Уралсиба». Однако сотрудники связались с коллегами, поинтересовавшись, почему ей не выдали кредит там. Узнав ситуацию, они отправили её туда, где она оставляла заявку.