Примерное время чтения: 4 минуты
3046

Сохраним ли урожай? Почему в России дорожают продукты

Где хранить собранное?

По прогнозам Минсельхоза, урожай пшеницы ожидается на уровне 64 млн тонн, на 2 млн тонн больше, чем в прошлом году. Другие эксперты называют цифры поскромнее, на уровне прошлого года. Но собрать зерно — это лишь полдела, надо его сохранить. А современных зернохранилищ у нас катастрофически не хватает. Да, появляются новые проекты, и даже с участием иностранного капитала, например, в Ростовской области зерновой терминал строит компания мирового масштаба Louis Dreyfus, но это единичные случаи. Тот же Алтайский край, знаменитый зерном, пока и мечтать не может от тех инвестициях, что получают юг и Черноземье.

Хоть «хлеб всему голова», без овощей на столе — никуда. Но овощи «борщевого набора» стремительно дорожают. Картошка, морковь и капуста, по данным Росстата, с начала года выросли в цене на 40%, 37% и 24% соответственно. В июне картофель стал рекордсменом по росту стоимости: прибавка порядка 3,5% к стоимости. Причина проста — доедены запасы обильного урожая 2015 года, который сбил цены прошлой осенью. Теперь же прилавки заполняет дорогой импортный картофель. И снова проблема в возможности хранения, точнее, в отсутствии этих возможностей. Фермеры вынуждены сбывать свой товар сразу же после сбора урожая. В итоге в высокий сезон российский рынок наполняется отечественным картофелем на 99%, а вот к лету уже 30% приходится на импорт. Картофель или зерно — не так важно, проблема актуальна для всего агропромышленного комплекса.

Во всём мире наличие запасов продовольствия стимулирует развитие складского хозяйства, транспортной инфраструктуры, обеспечивает круглогодичное финансирование АПК, а у нас большие запасы — только головная боль для аграриев. Иногда фермерские хозяйства вынуждены продавать картофель даже ниже себестоимости. По словам гендиректора совхоза им. Ленина, они продавали картофель прошлой осенью по 7 руб. за кг при себестоимости в 9 рублей. Иначе пришлось бы всё выкинуть и понести ещё большие убытки.

Как заработать для развития?

Всё российское сельское хозяйство словно в перманентной коме — нет денег, потому что нет развития, а нет развития, потому что нет денег… Нынешняя структура АПК не позволяет развиваться на внутреннем рынке, а для полноценного выхода на внешние рынки необходимо расширять ассортимент выращиваемых культур. У нас слишком малая доля приходится на масличные культуры — 13% против 60% в других странах. А ведь масличные стоят практически вдвое дороже на мировом рынке, и их не хватает, в отличие от зерна. Так что у нас необходимо диверсифицировать производство в пользу масличных культур.

Экстенсивный путь и постоянное наращивание посевных площадей — не лучший вариант, но у нас есть большой потенциал в увеличении урожайности с той же площади. Хотя бы за счёт увеличения объёмов применения удобрений. Россия потребляет удобрений в среднем 15 кг/га, а Китай и Бразилия — от 100 до 300 кг/га, поэтому так разнится наша урожайность. Отсюда появляется и разница в доходности пашни: в развитых странах один гектар даёт более 1000 долларов, а в России — менее 500 долларов.

Подход нашего правительства к сельскому хозяйству довольно поверхностный и несерьёзный. Показательным является заявление главы одного из поселений в Амурской области: «Сегодня сельское хозяйство можно сравнить с бизнесом». Вот и выходит, что наше правительство заявлениями и постановлениями пытается повысить урожайность, не рассматривая сельское хозяйство как отрасль, живущую по законам рынка. Но зачем бороться за урожай, если потом всё придётся выкинуть? Необходимо выявить слабые места отрасли и разработать стратегию развития, рассматривающую не только рост урожайности, но и состав (соотношение зерновых, масличных, овощей и прочих) и рынки сбыта.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оцените материал
Оставить комментарий (4)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах