Александр Сафонов, проректор Академии труда и социальных отношений:
— В России у чиновников и депутатов пенсии огромные, а у преобладающей части населения — еле-еле выжить. А в Австралии — наоборот: у бедных госпенсия большая, а у богатых — никакая. Там при оформлении пенсии государство оценивает все активы гражданина и делает вывод: нужна ему пенсия или он может обеспечить себя сам? К тому же там действует множество альтернативных пенсионных программ. Способна ли подобная схема работать у нас?
Австралийская государственная пенсионная система действительно ориентирована на поддержку бедных. Для получения госпенсии по старости не требуется стаж, не имеет значения и былая зарплата. Человек всё равно получит пенсию, которая обеспечит ему достойный уровень жизни. Плюс к ней прилагается немало льгот — бесплатное медобслуживание, субсидируемые лекарства, раз в год бесплатный проезд по стране и др. Но! Большинство австралийцев получает вполне достойную зарплату. И, как только она достигает определённого уровня, человек обязан делать отчисления в частный пенсионный фонд. Если есть желание и финансовые возможности, можно делать и самостоятельные накопления. Так что подавляющее большинство австралийцев получает не государственную, а частную пенсию, накопленную самостоятельно.
Для нашей страны австралийская схема — как костюмчик с чужого плеча. Во-первых, у большинства населения России такие низкие зарплаты, что люди просто не в состоянии участвовать в пенсионных накоплениях. Кто у нас добровольно готов делать отчисления из зарплаты в НПФ? Таких наберётся не больше 10%.
Во-вторых, у нас нет основного компонента из австралийской системы — стабильного финасового рынка. У нас, напротив, высокий уровень инфляции, большие риски и неэффективность длительных накопительных программ и т. д. Из-за этих проблем уже провалилась обязательная накопительная пенсия.
Сколько угодно можно играть в реформы, примеряя пенсионные костюмчики разных стран. Но, если не искоренить главную нашу беду, пенсии выше не станут и пенсионеры по-прежнему будут не жить, а выживать. Беда эта — критически низкий уровень зарплат. Так что единственный способ повысить пенсии — увеличить зарплаты работников. Ничего другого не придумано. Кстати, пенсию на уровне 40% от зарплаты Международная организация труда рассчитывала, исходя из достойной зарплаты, а не из 20 тыс. руб. в месяц, которые получают многие наши граждане. И конечно, надо отменять балльную систему. Потому что это обман: даже при высоких заработках при такой схеме люди всё равно рискуют получить низкую пенсию.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции