По данным Ассоциации компаний розничной торговли, ретейлерам, которые на волне ажиотажного спроса закупили слишком много скоропортящихся продуктов, придётся их утилизировать.
Анна Алиева-Хрусталёва, вице-президент всероссийского благотворительного фонда продовольствия «Русь»:
На это может понадобиться 1,4 млрд руб. Почему компаниям легче выбрасывать продукты, а не раздавать нуждающимся? Особенно сейчас, когда столько людей сидит без работы?
В России ежегодно 17 млн тонн продовольствия из магазинов и наших холодильников попадает на свалки. Наш фонд каждый год раздаёт 6 тонн еды нуждающимся. С 2012 г. мы сотрудничаем с различными компаниями и просим их отдавать излишки товара и продукты питания с незначительными дефектами, например помятые банки с горошком. Фирмы, которые это делают, продолжают уплачивать налог на прибыль и НДС. Получается, если компания не продаёт товар, а отдаёт его на благотворительность, она всё равно платит налоги. Потому им намного проще и выгоднее продукты питания утилизировать – это оказывается на 25–40% дешевле, чем отдать на благотворительность.
В конце марта президент Путин общался с представителями бизнеса и общественности. Руководитель нашего фонда Юлия Назарова предлагала в связи с карантином наложить временный мораторий на НДС и налог на прибыль по товарным пожертвованиям. Это бы уравняло утилизацию и передачу на благотворительность в налоговом плане. Перед компаниями больше не вставал бы финансовый выбор – только моральный.
По итогам встречи президент утвердил 11 апреля поручение, согласно которому, Правительству РФ необходимо внести в законодательство изменения, предусматривающие включение стоимости продовольственных товаров, передаваемых на безвозмездной основе, в состав внереализационных расходов организаций. Срок исполнения – до 20 мая. Если поправки внесут, то компании без налогового бремени смогут оказывать больше продуктовой помощи нуждающимся.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции