Примерное время чтения: 6 минут
7560

Пенсии смогут переехать вместе с хозяевами?

Владимир Перебоев, руководитель направления Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития ( ЦИИ ЕАБР)
Владимир Перебоев, руководитель направления Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития ( ЦИИ ЕАБР) Пресс-служба Евразийского банка развития

В СМИ появилась информация о том, что Россия, Казахстан, Белоруссия — страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС начнёт работать с 2015 г.) — могут договориться о зачёте пенсионных обязательств. Значит ли это, что из страны в страну можно мигрировать вместе со своими пенсионными книжками?

Ответ на этот вопрос мы адресовали Владимиру Перебоеву, руководителю направления Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития ( ЦИИ ЕАБР)

— Первое. Тема мобильности пенсий важна, насущна, затрагивает жизни 10–12 миллионов людей, принимающих участие в процессах трудовой миграции в СНГ. Решение этой проблемы действительно продвинет интеграцию вперёд. Но простых решений здесь быть не может. В связи с этим наш центр и Мирпал (программа Всемирного банка) подготовили соответствующий совместный доклад «Мобильность пенсий в рамках ЕАЭС и СНГ».

Второе. Мне задают вопрос: насколько это выгодно РФ. Ведь пенсионные отчисления с ФОТ в России выше, чем других странах ЕЭАС? Поясню.

Практически во всех рассматриваемых в нашем докладе странах, в том числе в России, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на пенсионное обеспечение наряду с гражданами страны. Проблема для России может возникнуть лишь в случае применения в ЕАЭС такой схемы пенсионного обеспечения трудовых мигрантов, при которой пенсия начисляется и платится той страной, где проживает человек, обратившейся за ней (такая схема, в частности, работает в Европейском союзе), а Россия является основным реципиентом (потребителем — прим. ред.) трудовых ресурсов стран СНГ. В этом случае основное бремя по выплате пенсий ляжет на Россию. Однако данный минус может быть превращён в плюс в случае, если процессы трудовой миграции будут в большей степени легализованы и приехавшие работать мигранты будут в полном объёме делать отчисления в пенсионные фонды страны-реципиента (то есть, например, в России за них будут платить работодатели). Тогда отчисления мигрантов могут быть вкладом в текущие активы и расходы пенсионных фондов. Учитывая проблему старения населения России, это может быть важным дополнительным источником наполнения пенсионных фондов.

Чтобы исключить излишнее давление на пенсионные фонды России и Казахстана, нами предлагается решение, которое подразумевает частичные заимствования из опыта Евросоюза и адаптацию под специфику стран ЕАЭС. Ключевой момент этого решения — применение принципа пропорциональных начислений. То есть начисляет пенсию и делает выплаты пенсионный фонд той страны, в которой проживает и обращается за назначением пенсии гражданин, однако пенсионный фонд получает компенсацию от пенсионного фонда страны, в которой работал человек. Компенсации/перечисления между пенсионными фондами могут осуществляться пропорционально количеству лет, отработанных в этой стране. Пропорциональное получение пенсий уже практикуется, но только между двумя странами ЕАЭС — в рамках соглашения между Россией и Республикой Беларусь от 1992 года. Эту практику следует расширить и на другие страны СНГ, включая стран-получателей и стран-доноров трудовых ресурсов.

Третье. Важно понимать, что под мобильностью пенсий нами понимается процесс межгосударственных взаимных зачётов пенсионных прав трудовых мигрантов или трансграничный перевод пенсионных прав посредством создания механизмов координации пенсионных систем. В данном случае речь идёт о формировании общего пенсионного пространства стран-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с возможным подключением других стран-доноров трудовых ресурсов (прежде всего стран СНГ). Под переводом пенсионных прав нами понимается прежде всего возможность гибкого распоряжения накопительной частью пенсии. О бюджетных средствах речи не идёт. Пример: допустим, гражданин делал отчисления в негосударственный пенсионный фонд или имеет накопительную часть пенсии в стране, отличной от страны текущего проживания и обращения за пенсией. В этом случае у него должно сохраниться право получить всю накопленную часть пенсии при выезде из страны или право перевести накопления в страну проживания.

В настоящее время, в соответствии с Договором о ЕАЭС (ст. 98, п. 3), трудовой (страховой) стаж трудящихся государств-членов ЕАЭС засчитывается в общий трудовой (страховой) стаж для целей социального обеспечения (социального страхования), кроме пенсионного, в соответствии с законодательством государства трудоустройства. При этом пенсионное обеспечение трудящихся государств-членов и членов семьи регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами ЕАЭС. Такой международный договор должен быть разработан.

Ещё один важный момент. Что подразумевается под «переводом» пенсионных прав? Это будут какие-то трансферты из бюджета РФ в другие страны и наоборот? Или речь идёт только о зачёте рабочего стажа?

Создание общего пенсионного фонда, как это было во времена СССР, сейчас нереализуемо. Речь может идти о создании единой системы учёта и контроля трудовой миграции между странами ЕАЭС и количества отработанных лет в разных странах, а также о налаживании эффективной системы для обмена информацией между пенсионными фондами. В дополнение целесообразно создание реально работающей системы взаимозачётов между пенсионными фондами разных стран, что может стать очень важным этапом на пути к формированию общего пенсионного пространства стран ЕАЭС. В реализации этих решений ключевую роль может сыграть Евразийская экономическая комиссия. Безусловно, к разработке решения должны быть привлечены в первую очередь сами пенсионные фонды и курирующие их государственные органы.

Отмечу, что совместная работа ЦИИ ЕАБР и ВБ — это аналитическая работа, предлагающая варианты решения проблем пенсионного обеспечения трудовых мигрантов на территории Евразийского экономического союза с учётом мирового опыта и особенностей пенсионных систем региона СНГ. То есть это не утверждённый или прорабатываемый план действий. И хотя Евразийская экономическая комиссия проявила интерес к основным положениям этой работы и рекомендациям, выработанным нами по результатам исследования, пока практических шагов в этом направлении не ведётся. Тема очень сложная, запуск практической работы по ней потребует времени.

 Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (5)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах