Примерное время чтения: 3 минуты
6392

Рыбы нет. И не будет?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. Прекратится ли приток западных технологий? 01/10/2014

Борис Резник, член Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, секретарь Союза журналистов РФ:

На Дальнем Востоке нет ни достаточных холодильных мощностей, ни линий по переработке рыбы. В советское время в Испании было по­строено по нашему заказу 11 «маток» - огромных траулеров, плавучих рыбозаводов, куда могли сдавать улов рыбаки с малых и средних сейнеров. Там были и морозильники, и переработка - прямо в море делали консервы. По стране открывали магазины «Океан». До сих пор помню, как в одном таком магазине на Сахалине висел стишок: «Быть красивым, умным, сильным / Хочет каждый человек./ В этом очень вам поможет / Рыба серебристый хек».

В 90-е все «матки» разворовали, продали за границу. Большую часть рыбы стали ловить браконьерским способом. Её разгружают в зарубежных портах или прямо в море: встречаются борт в борт с иностранным судном, передают груз, получают наличку, которой потом делятся с пограничниками, чиновниками. По оценкам береговой охраны Японии, так вылавливают до 1,5 млн тонн на сумму около 1,5 млрд долларов. Кстати, часть рыбы потом возвращается. За рубежом её разделывают, сушат или солят и продают нам в 3-4 раза дороже!

Даже если рыбаки захотят, чтобы их добыча отправилась на столы жителей Москвы, Воронежа и др., они столк­нутся с колоссальными проблемами. Таможенный досмотр, фитосанитарный конт­роль - всё это выливается в огромные очереди на разгрузку. Контролёрам надо платить - иначе рыба протухнет. Поэтому гораздо проще сбыть товар за границу.

Ещё в 1997 г. я написал цикл статей «Мафия и море». Тогда президент Ельцин поручил навести порядок, на Дальний Восток выезжала целая бригада высоких чинов. За коррупцию уволили всю коллегию Росрыболовства во главе с министром. Но ситуация в отрасли изменилась мало. Я не раз возвращался к теме, публиковал огромные расследования: сплошное воровство, браконьерство... Что делать? Создавать преференции рыбопереработчикам, привлекать инвестиции, строить или закупать новые корабли, рефрижераторные вагоны. Одним запретом экс­порта проблему не решить.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оцените материал
Оставить комментарий (13)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах