Примерное время чтения: 9 минут
1394

Знания «из рук в руки». Как работают наставники в электросетевом комплексе

Заместитель главного инженера по эксплуатации филиала компании в Сургуте Виталий Буткевич.
Заместитель главного инженера по эксплуатации филиала компании в Сургуте Виталий Буткевич. ПАО «Россети»

Сотрудники — одна из главных ценностей крупнейшей электросетевой российской компании. Для эффективной деятельности очень важно предоставить им возможность постоянно совершенствовать свои навыки, поддерживать и повышать профессиональные компетенции. 

При этом сами же работники — активные участники процесса подготовки персонала для электросетевого комплекса, многие из них успешно совмещают основную деятельность с наставнической и преподавательской.

Это необходимо, потому что системе образования зачастую сложно отвечать вызовам, связанным с динамично изменяющимися условиями труда в компаниях и повсеместным внедрением современных технологий и методов работы. Немалую часть знаний выпускники учебных заведений получают непосредственно на рабочем месте, и компаниям обязательно нужно заниматься их профессиональной адаптацией, непрерывной подготовкой и развитием. Наиболее эффективно решить данную задачу можно именно с помощью внутренних наставников и преподавателей, знающих специфику как отрасли в целом, так и компании в частности.

Зачем нужны наставники?

Наставничество — это внутрикорпоративная система обучения молодых сотрудников более опытными коллегами непосредственно в ходе работы. Такая передача знаний «из рук в руки» наиболее востребована в отраслях, где важна высокая профессиональная компетенция в каждой конкретной специальности. Именно поэтому группа «Россети» активно поддерживает и развивает наставничество как один из необходимых элементов адаптации работников под актуальные запросы компании.

Главные преимущества наставничества — персонализированный подход к каждому работнику и соответствие передаваемых навыков требованиям предприятия. Наставники знакомят новых сотрудников не только с непосредственными должностными обязанностями и спецификой работы, но и с корпоративной культурой компании. Опытные специалисты прекрасно понимают, какие знания и умения обязательно пригодятся начинающим энергетикам, ведь сами когда-то начинали профессиональную деятельность, перенимая опыт у более опытных коллег.

Начальник ЦУС филиала электросетевой компании Денис Мейран.
Начальник ЦУС филиала электросетевой компании Денис Мейран. Фото: ПАО «Россети»

К примеру, Денис Мейран, начальник ЦУС филиала электросетевой компании, является признанным специалистом в области оперативно-технологического управления и ярким примером того, как «не потерять» талант. Он пришел на работу в электроэнергетику в 2007 году и уже в 2009 году представлял свой филиал на Межрегиональных соревнованиях оперативного персонала подстанций 220-750 кВ в качестве члена команды, попав в призеры по итогам соревнований.

Впоследствии Денис Мейран продолжил профессионально расти под руководством опытных наставников и сегодня сам уже является наставником для молодых специалистов, а кроме того, и востребованным преподавателем Центра подготовки персонала МЭС Урала. Им разработаны уникальные лекционные и презентационные материалы для подготовки оперативных работников подстанций и центров управления сетями.

Денис Мейран сочетает две функции — наставника и преподавателя. В процессе подготовки неопытного работника наставник оценивает уровень подготовки подопечного, ставит цели и задачи, а также помогает адаптироваться в коллективе. Кроме того, он может указать на совершенную ошибку, помочь ее исправить, дать полезный совет, как правильно поступить в той или иной ситуации.

Кому нужны наставники и внутренние преподаватели?

В первую очередь, конечно, новичкам. Им необходимо не только непосредственно обучение рабочим процессам, но и моральная поддержка опытных коллег, понимание, как живет и чем «дышит» его новая команда. Внутренние преподаватели важны и для опытных работников — они делятся с коллегами не только подходами к внедрению новых технологий, но и прикладными знаниями, необходимыми как при эксплуатации и техническом обслуживании современного оборудования и устройств, так и для управления технологическими процессами, в том числе в автоматическом режиме.

Внутренние преподаватели работают с сотрудниками, а также со школьниками и студентами, с молодежью, которой только предстоит освоить специальность электроэнергетика.

Ярким примером такого преподавателя является Виталий Буткевич, заместитель главного инженера по эксплуатации филиала компании в Сургуте, стаж работы в организации — 40 лет. Он с удовольствием помогает будущим энергетикам — сопровождает студентов Сургутского политехнического колледжа при подготовке выпускных практических квалификационных работ, а также курирует прохождение практики и написание диплома. Поддерживает участников Всероссийского конкурса «Инженер года», Международного конкурса научных, научно-технических и инновационных разработок, направленных на развитие топливно-энергетической и добывающей отрасли, Всероссийского конкурса «Лучшая электросетевая компания России», Всероссийского конкурса в области наукоемких инновационных проектов и разработок.

В целом от эффективной работы системы наставничества и развития института внутренних преподавателей выигрывают все. Для компании неоспоримым плюсом является формирование профессиональной команды, повышение лояльности коллектива и снижение текучести кадров. Кроме того — сохранение коммерческой и профессиональной тайны. Поскольку обучение проводится специалистами компании, ей не приходится прибегать к услугам внешних преподавателей, а значит — делиться одним из наиболее ценных активов — информацией — со сторонними лицами. Сотрудники получают необходимую помощь, опыт и навыки.

Сами наставники и преподаватели развивают свои компетенции, приобретают репутацию среди коллег и руководителей, создают базу для дальнейшего развития. Зачастую они ведут активную научно-исследовательскую деятельность.

Начальник отдела АСУТП службы РЗА и АСУТП филиала ПАО «Россети» - МЭС Востока Алексей Ткаченко.
Начальник отдела АСУТП службы РЗА и АСУТП филиала ПАО «Россети» — МЭС Востока Алексей Ткаченко. Фото: ПАО «Россети»

Например Алексей Ткаченко, начальник отдела АСУТП службы РЗА и АСУТП филиала ПАО «Россети» — МЭС Востока, работает в компании уже 18 лет. Он «на особом счету» в Центре подготовки персонала, ведь он не просто высококвалифицированный специалист и опытный преподаватель, но и настоящий энтузиаст своего дела. Являясь носителем уникальных знаний и умений в области автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУТП), он вносит огромный вклад в развитие учебной лаборатории, многие практические стенды и макеты смонтированы им собственноручно. Поддерживает и развивает систему независимой оценки квалификации работников. Коллеги и руководители ценят его энергичность, увлеченность преподаванием, новаторские идеи, творческий подход, активность и умение вдохновлять обучающихся.

Какими качествами должны обладать наставники?

Преподаватели и наставники терпеливы и упорны, умеют сделать обучение интересным, только так можно получить самый эффективный результат. Внутренняя мотивация приносить пользу как конкретным людям, так и компании в целом, общему делу — важнейшее условие для менторов. Иногда, даже достигнув пенсионного возраста, такие профессионалы остаются в компании.

Владимир Базанов.
Преподаватель Нижегородского учебного центра "Энергетик" Владимир Базанов. Фото: ПАО «Россети»

К примеру, Владимир Базанов проработал в электросетевой компании 41 год. Он является ярчайшим представителем «старой» школы энергетиков. В 2020 году с почетом вышел на заслуженный отдых, но не перестал трудиться и по сей день готовит энергетиков в учебном центре «Нижновэнерго».

Высокий уровень профессионализма, основательная теоретическая подготовка, тщательный отбор методов и приемов ведения каждого занятия позволяют Владимиру Базанову эффективно обучать коллег навыкам обслуживания электроустановок в нормальных и аварийных условиях.

Конечно, основное качество преподавателя и наставника — это значительный опыт в сфере своей профессиональной деятельности. 

Однако, вопреки распространенному стереотипу, ментор совсем необязательно должен быть почтенного возраста. В команде электросетевой компании много молодых грамотных специалистов, прекрасно владеющих самыми современными методами работы и готовых делиться приобретенными навыками с коллегами.

Ведущий инженер управления технического облуживания и ремонта объектов электросетевого хозяйства АУ филиала электросетевой компании Сергей Захаренко.
Ведущий инженер управления технического облуживания и ремонта объектов электросетевого хозяйства АУ филиала электросетевой компании Сергей Захаренко. Фото: ПАО «Россети»

Например, Сергей Захаренко —​ ведущий инженер управления технического облуживания и ремонта объектов электросетевого хозяйства АУ филиала электросетевой компании — в свои 37 лет является ярким примером баланса молодости, знаний и опыта. В энергетику он пришел 12 лет назад и до сих пор совмещает профессиональную деятельность с научной и педагогической, работая доцентом кафедры электроснабжения горных и промышленных предприятий ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева». Под его непосредственным руководством подготовку прошли 42 выпускника, в том числе 28 магистров по направлению «Электроэнергетика и электротехника». Сергей Захаренко — эксперт Всероссийского проекта «Профстажировки 2.0», участник реализации пилотного проекта производства работ под напряжением, множества научно-практических конференций.

Преподаватель и наставник должны быть готовы вложить свои силы, знания, время в развитие и профессиональный рост другого человека. Поэтому самое главное — желание, искреннее стремление помогать подопечному, понимание, что развитие школьников, студентов, коллег — это не дополнительная нагрузка, а добровольный вклад в общее дело.

ПАО «Россети», www.rosseti.ru

Реклама

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах