4767

В одно касание. Бесконтактная оплата проезда не только удобна, но и выгодна

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. Из городских лабиринтов — на сельские просторы 16/09/2020
Активируйте экран и поднесите смартфон к турникету с наклейкой.
Активируйте экран и поднесите смартфон к турникету с наклейкой. © / Алексей Куденко / РИА Новости

Департамент транспорта Москвы подсчитал: если пассажир не тратит время на покупку билета в кассе, а сразу идёт к турникету и оплату за проезд совершает бесконтактно (картой или смартфоном), то он экономит 8 мин. в день. Пассажиры не столь скрупулёзны в подсчётах экономии своего времени, но бесконтакт­ной оплате, несомненно, отдают предпочтение.

Идём в рост

В том, что бесконтактный способ оплаты вытесняет остальные, легко убедиться, постояв в вестибюле любой станции метро. Друг за другом люди прикасаются к считывающему устройству банковской картой, смартфоном или «Тройкой».

Доказательства уверенного лидерства бесконтактных оплат то и дело поставляют нам различные исследования. В начале года мы узнали, что наша страна стала европейским лидером по количеству операций с использованием цифровых кошельков и мировым – по объ­ёму защищённых транзакций. За 3 года объём рынка бесконтакт­ных платежей в России вырос вдвое. А весной были опубликованы результаты исследования аналитического центра НАФИ: 60% жителей России оплачивают свои покупки бесконтактным способом.

У ВТБ данные ещё выше: 80% операций оплаты клиенты этого банка совершают бесконтактно. В «Почта банке» в этом году доля бесконтактных платежей увеличилась в 10 раз по сравнению с прошлым. Чью статистику ни возьми, цифры получаются впечатляющими.

Своё предпочтение такому способу платежей опрошенные НАФИ респонденты объяснили просто и коротко: удобно.

Конечно, удобно. Коснулся картой или смартфоном – и дело сделано. А сегодня, когда пандемия коронавируса ещё не отступила, возиться с наличностью не хочется тем более. Теперь к «удобно» добавляется ещё и «безопасно».

Пластик нынче разнообразен

Основным бесконтактным платёжным инструментом у наших граждан остаётся пластик. В метро он разнообразен. Среди проездных особенно популярна пластиковая карта «Тройка». Правда, недавние сообщения о намерениях сделать такие карты именными, вызвали некий переполох у пассажиров. Но решение по этому поводу, очевидно, ещё не принято. И пока только появились «Тройки» с оформлением по мотивам фильма «Мулан».

Впрочем, именных карт и так хватает. Ведь в метро действуют социальные карты москвича, учащегося и студента, где выбито имя владельца. Для столичных льготников они ничем не заменимы, поскольку дают им возможность ездить бесплатно или по самым низким тарифам.

Оплачивать проезд можно и банковской картой напрямую, что избавляет от необходимости перекладывать с неё деньги на проездные билеты. Для этого, конечно, карта должна поддерживать бесконтактные платежи, а турникет – оплату банковскими картами. Это значит, что у карты должен быть чип, а у турникета – зелёная наклейка с жёлтым кружком и знаком бесконтактной оплаты.

Можно и смартфоном

На турникете с наклейкой оплатить проезд можно не только пластиковой банков­ской картой, но и смартфоном, к которому она привязана.

Кстати, притом что предпочтение наши люди отдают пластику, немало среди нас и тех, кто уже отказался от него в пользу телефона. По данным исследования НАФИ, 58% россиян, совершающих оплату бесконтактно, используют банковские карты. Но каждый четвёртый (26%) платит с помощью смартфона. Причём количество последних за год выросло на 15%. А вот часы и браслеты использовали лишь 7% опрошенных.

По данным аналитиков «Яндекс.Денег», за год количество платежей смартфонами выросло на треть, а оборот по ним – на четверть. И Москва предсказуемо лидирует в этом среди городов страны. А по статистике ВТБ, 64% бесконтактных оплат совершаются картами, привязанными к смартфонам. Международные исследования подтверждают продвинутость наших граждан. Россия входит в пятёрку стран, где совершается больше всего покупок при помощи носимых устройств.

К известным иностранным платёжным приложениям для гаджетов прибавился и отечественный мобильный сервис – Mir Pay. Он разработан национальной платёжной системой «Мир», и использовать его можно с любого Android-смартфона (от версии 6.0) с поддержкой NFC. В приложении можно привязать как контактную, как и бесконтактную карту «Мир» одного из банков – участников сервиса. Сегодня таких банков более 50.

В Московском метрополитене сервис уже действует. Достаточно активировать экран и поднести смартфон на несколько секунд к турникету с наклейкой (в некоторых случаях понадобится разблокировать гаджет) – и всё, проход открыт.

Можно и сэкономить

Удобно и безопасно – два неоспоримых преимущества бесконтактной оплаты, которые и способствуют её взрывному росту. В случае с оплатой проезда в транспорте это особенно значимо, потому что каждый пассажир старается попасть в трамвай или метро быстро, не задерживаясь у кассы или турникета.

В Департаменте транспорта столицы пассажиров понимают: при оплате проезда банковской картой или смартфоном экономится по 8 мин. в день. Особенно это предпочтительно, по мнению департамента, в утренние и вечерние часы пик. Иногда к удобству и безопасности прибавляется ещё одно преимущество – выгода. Ведь банки со своей стороны, платёжные системы – со своей время от времени проводят акции. То кешбэк возвращается, то подарки предлагают – важно только следить за их сообщениями. 

К примеру, платёжная система «Мир» уже второй раз в этом году даёт скидку на каждую поездку в Московском метрополитене и на МЦК при оплате её картами. До конца года дер­жатели бесконтактных карт «Мир» (каким бы банком они ни были выпущены) будут экономить 10 руб. на поездке. Приложил на несколько секунд бесконтактную карту к турникету с наклейкой – со счёта списалась полная стоимость поездки, а через несколько минут 10 руб. вернулись обратно. Тот же самый алгоритм действует и при оплате с помощью Mir Pay.

«Держатели национальных платёжных карт активно расплачиваются ими за проезд в московском метро уже второй год, и мы видим большую востребованность таких акций среди столичных пассажиров», – объяснила директор по развитию продуктов, цифровых и технологических сервисов национальной платёжной системы «Мир» Мария Точилова.

В России, по её словам, выпущено 84 млн карт «Мир», и пятая их часть приходится на жителей Москвы и Подмосковья. А для них проезд в городском транспорте – одна из самых популярных категорий оплат. Хотя воспользоваться скидкой, уточнила Точилова, могут не только они, но и держатели любых бесконтактных карт «Мир» любого банка из любого региона России.

Кстати

По словам депутата Московской городской думы Марии Киселёвой, уже в ближайшие месяцы в подземке может появиться давно обещанная систма FacePay. Это значит, что оплачивать проезд пассажиры смогут по лицу – его будет сканировать соответствующее устройство. Сейчас этот сервис, рассказала депутат, проходит проверку – и промежуточные результаты появятся после 1 октября.

«Нужно будет оценить его на практике и понять, дейст­вительно ли возможность смотреть в камеру, а не прикладывать карту «Тройка» значительно ускорит прохождение пассажиров через турникеты», – считает Киселёва.

Оставить комментарий (0)
Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы