Онлайн-покупки из-за пандемии COVID-19 стали популярнее. Например, в первом полугодии 2020 года (на которое пришлись основные коронавирусные ограничения) доля отечественной электронной коммерции в обороте розничной торговли выросла до 10,9%, сообщила Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ). Для сравнения: год назад показатель едва превышал 6%. Весь оборот онлайн-торговли эксперты АКИТ оценили в 1,6 триллиона рублей.
С ростом популярности онлайн-покупок выросло и число обманутых потребителей, сорванных сроков доставки и отказов от возврата денег: с одной стороны, активизировались мошенники, создающие липовые сайты известных интернет-магазинов, с другой стороны, и сами интернет-магазины не смогли справиться с возросшим спросом, беря деньги покупателей и не доставляя товар. Как распознать мошеннический сайт, АиФ.ru уже рассказывал. Теперь мы расскажем, что делать, если вы заплатили за товар в реальном интернет-магазине, но курьер покупку так и не привез, а продавец так и не вернул деньги.
Сначала курьер вернет товар, потом продавец вернет деньги
Пенсионерам и гражданам с хроническими заболеваниями из-за риска заражения коронавирусом рекомендовано соблюдать домашний режим. И многие горожане без особой надобности из дома не выходят, как родственник корреспондента АиФ.ru Артем А., — у молодого человека диабет первого типа. Чтобы не подвергать родственника риску заражения COVID-19 и не встречаться с ним лично, 10 декабря я заказала ему подарок на день рождения на сайте магазина «Л’Этуаль» (стоимостью почти 4 тысячи рублей), оплатила покупку, выбрала дату доставки. Но ни в этот день, ни на следующий, ни в какой другой подарок доставлен не был.
День рождения прошел, потребность в презенте отпала, поэтому я отменила заказ и стала ждать возврата денег: на горячей линии магазина сообщили, что средства вернут только после того, как товар будет возвращен службой доставки, обычно это занимает пару недель. Но, как и в случае с доставкой подарка, вышли все возможные сроки, а денег все не было.
19 января 2021 года я обратилась в пресс-службу «Л’Этуаль» с просьбой объяснить срывы доставки заказа и возврата денег. На следующий день, 20 января, средства были возвращены, а 21 января ответили из пресс-службы, принесли извинения и сослались на новогодний период, якобы из-за него и произошла задержка.
А что делать потребителям, которые оплатили покупку, но не получили ни товара, ни денег, и у которых нет возможности обратиться в пресс-службу магазина? Мы узнали у юристов.
Как говорит адвокат Леонид Кример, схема, когда купленный товар не доставляют в срок, покупатель отказывается от заказа, а продавец соглашается вернуть деньги только после того, как получит товар от курьерской службы, незаконна. Так ведь можно и месяцами ждать, когда служба доставки вернет товар, а она вряд ли в этом заинтересована, да и магазину неплохо: деньги за покупку он уже получил. Плохо только покупателю, который потратился, не получил нужную вещь в срок, а теперь нервничает и ждет, когда ему вернут средства.
«Когда продавец обязан передать оплаченный заранее товар, потребитель получает право требовать возврата денег с того момента, как истек оговоренный срок передачи товара. Нарушение — пени 0,5% стоимости товара в день, но не больше стоимости самого товара», — рассказывает Кример.
В свою очередь, юрист Андрей Лисов добавляет, что требования потребителя продавец обязан удовлетворить в течение 10 дней с момента получения претензии.
«Следовательно, продавец обязан вернуть деньги покупателю за товар, который последним так и не был получен. Затем уже продавец самостоятельно выясняет отношения с курьерской службой. Поскольку между продавцом и курьерской службой должен был быть заключен договор, в договоре должны быть прописаны санкции в случае срыва доставки товара.
Курьер отвечает перед продавцом — заказчиком услуг курьерской службы — за срывы сроков доставки и либо удовлетворяет требования продавца в досудебном порядке, либо дело рассматривается в суде», — поясняет Лисов.
Если продавец не возвращает деньги, кормит «завтраками», ссылается на курьерскую службу, в таком случае, по словам Кримера, нужно подавать жалобу в Роспотребнадзор.