Примерное время чтения: 5 минут
63

Насколько с ноября вырастут цены на молочную продукцию?

Категория:  Доступная экономика
Ответ эксперта

В ноябре цены на молочную продукцию могут вырасти на 10%. Об этом заявили в Комитете по развитию АПК Московской торгово-промышленной палаты, передают «Известия». По данным издания, рост цен может быть связан с одновременным запуском двух систем контроля: электронной ветеринарной сертификации (ЭВС) для готовой молочной продукции, а также эксперимента по ее маркировке. АиФ.ru узнал у экспертов и участников рынка, на какую продукцию и почему могут увеличиться цены.

О каких системах контроля идет речь?

С 1 ноября в России начнется заключительный этап электронной ветеринарной сертификации. Если ранее, с 1 июля, в систему «Меркурий» (ФГИС «Меркурий» — автоматизированная система для электронной сертификации грузов, за которыми установлен государственный ветеринарный контроль на территории РФ, именно в нее и загружаются все данные) уже были включены, в частности, сыры, масло, творог, то теперь туда также попадут молоко, кисломолочные продукты и мороженое. На эти товары производителям нужно будет в обязательном порядке оформлять электронные ветеринарные сертификаты. В свою очередь, система позволит отследить движение товара от производителя до магазина. 

Кроме того, с июля 2019 года в России уже проводится эксперимент по маркировке некоторых видов готовой молочной продукции. Это молоко и сливки (включая сухие), кисломолочные продукты (например, кефир и йогурт), сливочное масло, сыры, творог и др. Отечественные производители и импортеры уже начали наносить на эти товары цифровой двухмерный код Data Matrix. Как только промаркированный товар попадет в торговую сеть, ритейлер должен зарегистрировать его в системе. В формате эксперимента маркировка продлится до конца февраля 2020 года. А с 1 июня 2020 года, как ранее заявляли в Минпромторге, она станет обязательной. Обе системы отслеживания направлены на то, чтобы выявить и исключить из продажи фальсификат.

Как внедрение двух систем повлияет на рост цен?

Представители рынка, опрошенные изданием, отмечают, что, поскольку торговым сетям понадобится новое программное обеспечение, а также персонал и техника для регистрации единицы товара в обеих системах, они понесут дополнительные затраты. Соответственно, не исключено, что покупатели могут столкнуться с ростом цен.

Заместитель исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Владимир Ионкин в разговоре с АиФ.ru отметил, что одновременное существование двух процессов требует существенных затрат. «Я не хочу комментировать насчет цен, но явно они не понизятся. Получается одновременное существование двух процессов: оба они требуют затрат. Логичнее дождаться конца эксперимента и посмотреть, оправдывается он или нет. Дважды платить за один результат, который нужен и для государства, и для потребителя, наверное, не очень умно», — считает он. 

В свою очередь, координатор федерального проекта «За Честные Продукты!» Александр Бражко полагает, что запуск двух систем отразится лишь на стоимости фальсификата, а на качественную молочную продукцию не повлияет. «На молочных продуктах это никак не отразится. А стоимость фальсификата в розничной торговле может вырасти на 50-100%. Потому что сейчас фальсифицированная псевдомолочная продукция практически бесконтрольна. Она может продаваться и по 25, и по 30 рублей за один литр. Дело в том, что система прослеживаемости требует легального входа исходного сырья, а у тех, кто изготовляет фальсификат, его нет» , — считает он.

Бражко добавляет, что, поскольку в настоящее время наряду с натуральной молочной продукцией на полках также представлено много фальсификата, то у потребителя может возникнуть ощущение, что цена на «молочку» выросла. «Но она будет подниматься в нижнем ценовом сегменте», — говорит Бражко.

По его оценкам, добросовестные производители не должны понести серьезных затрат при введении двух систем. «Это расходы на краску и небольшой программный продукт, который присваивает уникальные коды. Особенных проблем с этим нет. Почему крупные компании выступают категорически против? Потому что это проблема с возвратами, проблема просрочки, а также ответственность за каждую единицу товара в рознице. Мы печатаем на этикетке кроме даты еще QR-код. Для этого достаточно тех принтеров, которые установлены за последние 5-10 лет, они все позволяют это делать. Соответственно, если у вас не автоматизированное производство, а этикетки клеятся вручную, то, конечно, для них потребуется дополнительное усилие. Но мы с вами должны понимать, что количество таких предприятий не очень большое и, в принципе, они с этой работой справятся», — говорит эксперт. Бражко добавляет, что в целом, по его прогнозам, расходы бизнеса не превысят те расходы на обеспечение качества продукции и защиты прав потребителей, которые были за последние годы.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах