Экономисты России очень любят салат оливье. И не только в качестве угощения на праздничном столе, но и как индикатор роста цен на продукты в стране.
«Индекс оливье» считают не только частные финансово-аналитические агентства, но и такие серьёзные структуры, как Центробанк и Росстат. Последний это делает уже на протяжении многих лет. Например, в 2001 г. новогодний салат на четверых, по Росстату, стоил всего 67 руб., а в этом году он обойдётся уже в 326 руб. (см. инфографику). То есть оливье за эти годы подорожал почти в 5 раз! Если сравнивать с прошлым годом, салат вырос в цене на 13 руб. (+4%). Больше всего подорожали маринованные огурцы, горошек и колбаса (по +5,5%), майонез (+4,4%) и яйца (+2,6%). А вот овощи, наоборот, подешевели, особенно морковь (—11%).
Но это средние показатели по стране. Как знаменитый американский «индекс бигмака» показывает курс валют в разных странах, так наш доморощенный «индекс оливье» свидетельствует о разнице цен на продукты по регионам страны. И разброс тут выходит довольно серьёзный. Если хозяйкам в Белгородской обл. салат в этом году обойдётся в 244 руб., то на Чукотке — уже в 601 руб. Цены отличаются в 2,5 раза.
Инфляция 3% или 10%?
Помнится, накануне 2018-го глава Центробанка Эльвира Набиулина с трибуны Госдумы сказала, что именно «индекс оливье» надо рассматривать как показатель инфляции, потому что он прост и понятен для народа. Мол, наше население обычно не соглашается с официальной инфляцией, считает её заниженной, и зря: стоит посмотреть, какими темпами дорожает оливье, и можно увидеть, что инфляция в действительности низкая. «Мы очень хотим добиться доверия населения к нашей политике, чтобы люди могли распоряжаться семейными деньгами, не думая постоянно о росте цен», — подчеркнула она. ЦБ действительно ежемесячно не только считает официальную инфляцию, но и оценивает так называемые «инфляционные ожидания населения». И последние всегда выше. Если в 2015 г. население оценивало инфляцию на уровне 25–30% при официальной 12,9%, то сейчас, по мнению людей, она равна 8–10% при официальной 3–4%. То есть народ считает, что на самом деле цены выросли в 2 раза больше.
На чьи гуляем?
В среднем новогодний стол в этом году каждой семье обойдётся в 6431 руб. Так посчитал Росстат. А вот по расчётам аналитического агентства Nielsen, наши граждане потратят на продукты для новогоднего стола около 10 тыс. руб. И ещё почти столько же — на подарки для себя и близких «В предновогодний период люди готовы тратить больше, чтобы порадовать близких, даже несмотря на экономию средств в течение года, актуальную для 69% российских покупателей», — комментирует директор по аналитике и консалтингу агентства Марина Волкова.
Экономить перед Новым годом людям не хочется, ведь «как его встретишь, так и проведёшь». При этом многие почему-то забывают другую примету: «все долги надо отдать в старом году». Банки и МФО уже отмечают рост спроса на микрозаймы и потребкредиты. По данным Национального бюро кредитных историй, в декабре граждане берут потребительских кредитов на 20% больше, чем в другие месяцы. А самыми активными заёмщиками в этот предновогодний период являются люди в возрасте 30–39 лет.