8443

Квест по имени ФНС. Как журналист «АиФ» бродил в налоговых лабиринтах

/ Александр Кряжев / РИА Новости

Уже много лет россиянам известен слоган «Заплати налоги и живи спокойно», который, по задумке авторов, должен способствовать повышению уровня налоговой дисциплины среди граждан.

Проблема, однако, заключается в том, что добросовестное отношение к налогам еще не гарантирует спокойствия. Журналист АиФ.ru столкнулся с этим на собственном опыте.

Транспортный налог, или За удовольствие нужно платить

У меня большая семья — у нас с супругой трое детей. Для большой семьи нужна соответствующая машина, вместительная и грузоподъемная. А чем мощнее машина, тем больше транспортный налог. Как гласит старая мудрость, за удовольствие надо платить.

28 сентября 2017 года инспекция Федеральной налоговой службы № 23 по городу Москве определила мне выплатить транспортный налог в размере 10 194 рублей 00 копеек.

Получив соответствующие документы, я вздохнул, вспомнил мудрость об удовольствии и платеже, и 30 октября 2017 года через онлайн-сервис крупнейшего в стране банка осуществил необходимый платеж.

После чего продолжил жить и работать спокойно, так сказать, с чистой совестью.

Сомнения в том, что с моей совестью все в порядке, посетили меня через месяц, когда на портале «Госуслуги» я с удивлением обнаружил, что на мне числится налоговая задолженность в сумме того самого транспортного налога и постепенно набегающей пени.

«Найдем ваши деньги — увидите на сайте»

Поначалу я отнесся к этому спокойно — всякое бывает, никто не застрахован от ошибок. Получив в банке подтверждение платежа, в первых числах декабря я отправился в ИФНС России № 23 по городу Москве, расположенную по адресу: Таганрогская улица, дом 2.

Место это довольно живописное — налоговики располагаются на окраине парка, рядом с Люблинским прудом. Но посетителям налоговой инспекции обычно не до красот и умиротворения.

Взяв талончик к инспектору, который занимается урегулированием задолженностей, я стал ждать.

С талончиками в тот день творилось нечто странное — автоматическая система, которая должна регулировать потоки посетителей и предотвращать хаос, сама этот хаос провоцировала. Временами автоматика вдруг начинала вызывать к окошку людей с интервалами в 10-15 секунд, создавая скандалы между и без того нервничающими посетителями.

«Техника», — пожимали плечами сотрудники с видом людей, потерявших надежду на устранение неисправности.

Отстояв теперь уже в «живой очереди», я наконец получил право пообщаться с инспектором. Дама с усталым лицом выслушала меня, посмотрела принесенные документы, подтверждающие платеж, скопировала их, после чего сказала: «Найдем ваши деньги — увидите на сайте».

И я снова с чистой совестью отправился на работу.

Система выдачи талонов к инспекторам в налоговой. Фото: РИА Новости/ Александр Кряжев

Ваш звонок очень важен для нас

Как потом пояснили мне некоторые из сотрудников ФНС, с которыми пришлось общаться, уже здесь я допустил ошибку. Для урегулирования таких вопросов, сказали мне, необходимо писать заявление.

Возможно, так оно и есть, но узнать об этом мне было неоткуда.

Как бы то ни было, я периодически проверял на сайте «Госуслуги» информацию о налоговой задолженности, с нетерпением ожидая, когда я вновь в глазах налоговиков стану добропорядочным гражданином.

Время шло, но я все так же числился неплательщиком. Предчувствуя недоброе, новое общение с налоговиками я перенес на период после новогодних праздников, полагая, что делать это следует с новыми силами. Как показало будущее, это было мудрое решение.

В первый же рабочий день 2018 года я решил выяснить, что происходит, при помощи телефонного звонка.

Но дозвониться до ИФНС России № 23 по городу Москве оказалось не так просто. Автоматический голос извещал, что «все инспекторы заняты». В качестве альтернативы автомат советовал позвонить позже, либо использовать федеральный номер контакт-центра ФНС.

Игра «Передай дальше»

Позвонив по номеру 8-800-222-22-22, я прослушал информацию, из которой узнал, что в моем случае следует обращаться в ... налоговую инспекцию по месту жительства. Решив, что в данной ситуации это не самый удачный совет, я дождался ответа оператора, которому и изложил свою историю.

Девушка-оператор повторила, что с моей проблемой нужно обращаться в ИФНС России № 23 по Москве. По счастью, оператор контакт-центра ФНС имеет чудесную возможность соединять с инспекторами на местах напрямую, благодаря чему я, наконец, смог еще раз рассказать о своей проблеме.

И вот с этого момента в рамках нашего налогового квеста началась мини-игра «Передай дальше». Каждый инспектор, выслушав меня, уточнял, не менял ли я в последнее время место жительства, фамилию, не продавали какого имущества. Узнав, что ничего такого не было, сотрудник сообщал, что это дело не в его компетенции, и переключал меня на своего коллегу.

«Вам надо ехать туда и разбираться»

Последний из инспекторов заявил: «Соединяю с начальницей», и я понял, что вышел на финальный уровень. Уж человек, именуемый «начальницей», должен знать, что случилось с 10 194 рублями транспортного налога?

Я недооценил Федеральную налоговую службу.

«Ваши деньги „зависли“ в 9-й налоговой инспекции, — ошарашила меня „начальница“. — Вам надо ехать туда и разбираться с вашей регистрацией и деньгами!».

«Простите, девушка, — опешил я, — но ведь платежные документы были присланы от имени ИФНС России № 23, там все ваши данные! Кроме того, я никуда не переезжал, машина зарегистрирована здесь, как я со своими налогами мог куда-то „переехать“?».

«Я не знаю, — заявила „начальница“, — ваша карточка в 9-й инспекции, мы ничего не можем отсюда сделать, вам надо ехать и самому разбираться с ними!».

Промежуточный итог был таков — добросовестно уплаченный налог ушел куда-то в неведомую мне инспекцию, а в «родной» 23-й инспекции я продолжаю числиться неплательщиком.

Посетитель налоговой.
Посетитель налоговой. Фото: РИА Новости/ Александр Кряжев

Налоги и Восстание машин

Несколько обнадежил звонок в 9-ю инспекцию, где сообщили: да, ваши деньги у нас, приезжайте, будем разбираться.

Инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по городу Москве принимает налогоплательщиков по адресу Волгоградский проспект, дом 42, корпус 26.

Некогда на этой территории располагались корпуса могучего АЗЛК, выпускавшего популярные автомобили «Москвич». А сейчас в здании бывшего Музея АЗЛК, расположенного в 300 метрах от налоговой инспекции, располагается Музей восстания машин. И вскоре я стал думать, что соседство это неслучайно.

В ИФНС № 9 стала повторяться история, которую я уже пережил накануне в телефонном варианте. Каждый сотрудник, выслушав меня, отправлял в соседнее окошко к коллеге. Так я дошел до сотрудника, который занимался урегулированием задолженностей.

«Вот ваша карточка, — поделился инспектор, — действительно, по адресу вы должны быть в 23-й инспекции, а карточка почему-то у нас. У вас переплата налога 10 194 рубля».

«Разумеется, переплата, — ответил я. — Эти деньги должны быть не у вас, а в 23-й инспекции, где я числюсь теперь должником!».

«Даже не знаю, чем вам помочь, — сказал инспектор, — чтобы мы вернули деньги, та инспекция должна прислать нам запрос. Но при этом вам все равно начислят пеню, ведь деньги поступят позже положенного срока».

Я почувствовал, что постепенно схожу с ума. Вовремя заплатив положенный налог, ничего не нарушив, я теперь вынужден метаться между сотрудниками ФНС, которые только разводят руками.

«Вам в аналитический отдел надо, — изрек, наконец, мой последний собеседник, — они должны разобраться. Только у них сейчас обед».

«А в какое к ним окошко?», — поинтересовался я.

«А у них нет окошка, они только по телефону отвечают», — пояснил инспектор.

Прогуливаясь по улице в ожидании окончания обеда, я чувствовал, что готов присоединиться к восставшим машинам из соседнего музея. Разум возмущенный кипел и готов был ринуться в смертный бой.

Разоблачение зловредного «клона»

Наконец, начались мои телефонные переговоры с сотрудницей аналитического отдела. Я вновь пересказал свою историю, повторил, что никуда не переезжал, фамилию не менял и уже пообщался со всеми отделами в двух налоговых инспекциях.

Моя собеседница два или три раза брала паузу и, видимо, уходила с кем-то проконсультироваться. Когда общая продолжительность нашего общения приблизилась к получасу, она заявила:

— Мы переведем ваши деньги в 23-ю инспекцию, никакой пени платить не надо будет!

— Девушка, — спросил я, — а вы не могли бы объяснить, что произошло и почему я бегаю по инспекциям за своим уплаченным вовремя налогом?

— А вам как ответить — как гражданин или как сотрудник ФНС?, — глубоко вздохнув, ответила вопросом на вопрос моя собеседница.

Из ее объяснений выходило следующее: некоторое время назад, а, если точнее, еще в 2014 году, при синхронизации баз данных налогоплательщиков произошел сбой. В результате чего я, как налогоплательщик, «клонировался» — одна моя учетная карточка осталась в инспекции № 23, а вторая появилась в инспекции № 9.

О существовании налогового «клона» я понятия не имел. Сотрудница ФНС сказала, что при наличии «Личного кабинета» на сайте ФНС я мог бы его заметить сам (должен сказать, что сразу после этой истории я завел себе «Личный кабинет»).

«Клон» вел себя смирно, пока осенью 2017 года он вдруг не «перетянул» транспортный налог к себе, что и спровоцировало последующую историю.

В ИФНС № 9 по городу Москве меня заверили, что теперь-то зловредный «клон» ликвидирован, и более он не будет мне досаждать.

Налогоплательщиков надо любить

Вот только радости от решения проблемы я как-то не почувствовал. Во-первых, потому, что сейчас, 15 января, когда я пишу эти строки, в «Личном кабинете» на сайте ФНС я продолжаю наблюдать «висящую» на 9-й инспекции переплату, а на 23-й инспекции задолженность в размере 10 194 рубля, и начинаю подозревать, что у этой эпопеи, возможно, будет продолжение — теперь уже в интернет-пространстве.

А во-вторых, мне не дает покоя вопрос — почему я вообще должен заниматься решением проблемы, к возникновению которой не имею никакого отношения?

В процессе хождения по мукам я посетил две инспекции, провел массу телефонных переговоров. Количество инспекторов ФНС, с которыми я общался, перевалило за десяток — дальше, если честно, сбился со счета. И все это при том, что я добросовестно и вовремя заплатил налог.

Называя вещи своими именами, я занимался тем, что выполнял функции самих налоговых органов, разбираясь с «дырами» в их базе данных. Но тогда резонно с моей стороны будет попросить руководителей Федеральной налоговой службы оплатить мне потраченное на эту деятельность время.

Про оплату, я, разумеется, пошутил. А вот то, что никто из представителей ФНС не посчитал нужным передо мной извиниться — это по-настоящему неприятно.

В конце концов, налоговая служба не может существовать без налогоплательщиков. Их нужно беречь, а не сокращать им жизнь, создавая на ровном месте нервотрепку без начала и конца.

Оставить комментарий (4)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество