Примерное время чтения: 5 минут
2231

Кэшбэк отменяется. Оплата по QR-коду лишает покупателя денег

Оплата телефоном через QR-код становится повсеместной практикой при оплате товаров и услуг, включая магазины, маркетплейсы и банковские переводы. Инициатива оплатить покупку таким способом, как правило, исходит от продавца. Именно он и остаётся в плюсе при таком способе оплаты, лишая покупателя возможных плюшек и бонусов. Что именно теряют покупатели, расплачиваясь по QR-коду, рассказали эксперты aif.ru.

Что за код?

QR-код — часть системы быстрых платежей (СБП), которую поддерживает Банк России. Она позволяет моментально перечислять деньги со счета на счет без реквизитов. Идентификатором получателя является номер телефона, к которому привязан счет в банке или тот самый QR-код. Выглядит он как квадрат из комбинации черных и белых фигур, линий, точек, в которых зашифрована определенная информация о товаре и банковских реквизитах продавца. Деньги переводятся автоматически, без участия банковской карты, ведь QR-код — безналичный платеж. Перевод таким способом возможен как физическим, так и юридическим лицам.

Магазины при таком способе оплаты получают ощутимую выгоду, поскольку оплачивают банкам совсем небольшую комиссию за перевод, до 0,7%. Если же покупатель расплатится за покупку картой, магазин отдаст банку комиссию за эквайринг в размере 3-5% стоимости покупки. Неудивительно, что продавцы «заряжены» руководством торговой точки на снижение операционных расходов. В некоторых компаниях даже есть премия сотрудникам за определенную долю платежей по СБП. То есть, продавцы напрямую заинтересованы предлагать покупателю тот способ оплаты, который выгоден магазину. Многие покупатели идут навстречу и позволяют магазину получить свою выгоду, расплачиваясь QR-кодом. И даже не догадываются, что сами в этот момент теряют выгоду или даже несут убытки.

Какие риски?

При оплате через СБП не начисляется кэшбек, предупреждает профессор Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов. «Большинство системообразующих банков сегодня предлагают своим клиентам систему лояльности за счет партнёрских отношений с торговыми сетями и крупными магазинами, — рассказывает эксперт. — Покупая товары и услуги у таких компаний-партнеров, клиент банка получает на свою карту обратно абсолютно реальные деньги или бонусы, которыми может расплачиваться за следующие покупки. Но это работает только в тех случаях, если оплата была сделана банковской картой или наличными. Если платеж проведен по СБП, кэшбека не будет. Банк считает такой платёж не покупкой, а переводом».

При оплате через СБП клиент теряет часть прибыли по накопительным счетам. По той же самой причине («оплата по СБП — это не покупки, а переводы»), банк не будет учитывать платежи по СБП для других продуктов в системе лояльности, предупреждает независимый финансовый советник Сергей Макаров.

Например, клиент банка подключил к дебетовой карте услугу начисления процентов на ежедневный остаток, но банк поставил условие: тратить с карты не менее 20 тыс. руб. в месяц на покупки. По этой схеме клиент тратит деньги на покупки, но оплачивает их через QR-код. В этой ситуации банк также не начислит обещанные проценты, ведь он не считает такие платежи покупками. В итоге клиент банка хоть и потратил на товары оговоренную в договоре сумму, своей прибыли не увидит. Более того, банк сможет в ответ ещё и списать комиссию за пользование картой без нужного объема покупок, если это прописано в договоре. Точно такие же ситуации могут происходить и при оплате по СБП коммунальных услуг, начислений ЖКХ и проведении прочих платежей.

Оплата кредиткой по СБП может влететь в копеечку

Особо внимательно нужно отнестись к предложению рассчитаться через QR-код, если есть привычка пользоваться не дебетовой, а кредитной картой. Очень многие банки берут за это дополнительную плату и досрочно списывают проценты. Поэтому не удивляйтесь, когда в конце месяца банк выставит вам счёт — долг по кредитке окажется выше, чем вы потратили на самом деле.

«Во многих банках покупка товара по QR-коду не входит в льготный период, — рассказывает доцент Финансового университета при правительстве РФ, автор социального проекта „Финансовая грамотность: просто о сложном“ Петр Щербаченко. — Порой проценты начисляются с первого дня. В конце месяца долг по кредитке будет значительно превышать сумму, которую вы потратили на покупки. Не все банки так поступают, есть исключения. Но тех, кто не одобряет оплату по QR-коду через кредитную карту, гораздо больше».

Эксперты резюмируют: получая оплату по QR-коду, магазины и маркетплейсы лишают прибыли банки, с которыми договорились о кешбеке или других партнерских программах. А банки, в свою очередь, лишают покупателя возможной прибыли в виде обещанных бонусов.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах