Можно ли не платить чаевые, если ресторан включил их в счет?
У нас сформировалась привычка оставлять чаевые при оплате потребительских услуг — за тот же ужин в ресторане. Вознаграждение официанту является средством материального поощрения, благодарности или стимулирования, но никак не платой за услуги. Потребитель сам решает, платить чаевые или нет. Но бывает, что рестораны включают чаевые в счет, порой даже не уведомляя об этом клиента. Гражданин вынужденно оплачивает этот счет, даже не задумываясь о законности действий заведения.
Навязанные чаевые
Оказание услуг общественного питания регламентируется Законом о защите прав потребителей и специальными правилами. Указанные нормативные акты не запрещают оказывать посетителям дополнительные услуги, но оговаривают, что дополнительные услуги не должны обуславливаться обязательным приобретением других услуг, а также что заведение не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату, говорит семейный юрист Кирилл Гавриличев.
«Вызывает сомнение, что услуга по обслуживанию посетителя (доставка блюд к столу, уборка стола, иные услуги, которые не относятся к цене продукта в меню) является дополнительной услугой, за которую посетитель обязан платить», — указывает эксперт.
По словам адвоката Светланы Бурцевой, действующее законодательство исключает рассмотрение чаевых в качестве обязанности их уплаты, независимо от того, зафиксирована эта сумма в отдельном документе (счете) или нет. «При этом включение дополнительной цены в счет обслуживания не соответствует самой природе чаевых, а является неосновательной денежной суммой, требуемой с потребителя», — отмечает Бурцева.
Как говорит адвокат Владимир Постанюк, оплачивать чаевые, включенные в счет, посетители кафе и ресторанов не обязаны. Чаевые, по сути, представляют собой договор дарения, а работа официанта оплачивается на основании трудового договора с работодателем, но не посетителями кафе.
«В соответствии с Правилами оказания услуг общественного питания, утвержденными Постановлением Правительства РФ (от 15.08.1997 г. № 1036), кафе и рестораны вправе предложить клиенту другие возмездные услуги, но не вправе без его согласия выполнять дополнительные услуги за плату, потребитель в свою очередь вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы. Согласно ст. 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 „О защите прав потребителей“, условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами, признаются недействительными», — объясняет Постанюк.
В теории ситуация, при которой посетитель кафе должен оплатить услуги официанта, по словам адвоката, может выглядеть так: кафе работает по принципу самообслуживания, но за отдельную плату предлагает воспользоваться помощью официанта. При этом потребитель должен быть уведомлен о стоимости услуги и согласиться на нее.
Если вы столкнулись с включенными в счет чаевыми, следует вызвать администратора и попытаться объяснить ему, что взимание платы за дополнительные услуги незаконно. «Если же сотрудники заведения не согласны с вами или провоцируют конфликт, то можно оплатить данный счет, но настоятельно рекомендую сразу же обращаться в органы Роспотребнадзора», — подчеркивает Гавриличев.
Что изменится в следующем году?
С 1 января 2021 года в России будут действовать новые правила оказания услуг общественного питания, которые однозначно запретят включение чаевых в счет.
«Вполне возможно, с нового года данная ситуация исчезнет, так как совсем недавно Роспотребнадзор представил проект по запрету обязательных чаевых в счёте за обслуживание. Данный проект подтверждает, что чаевые — это право посетителя, а не его обязанность», — резюмирует Гавриличев.