Примерное время чтения: 6 минут
3229

Желтая карта. Как изменится работа такси с 1 сентября и цены на него?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. Москва и «Москвичи» 06/09/2023
Сергей Пятаков / РИА Новости

С 1 сентября рынок услуг такси по всей стране ждут перемены. Кто ездит и имеет ли он разрешение на работу таксистом — теперь за этим проследят агрегаторы услуг такси. Не сделают — их накажут рублем, причем ощутимо. И сразу возникают трудности: основное беспокойство для пассажиров связано с возможным удорожанием услуг перевозчиков.

Региональный гамбит

В регионах пассажиры забеспокоились: стоимость услуг такси растет. Причем не дожидаясь реформы. Чтобы увидеть общую картину, aif.ru поинтересовался, что происходит в разных городах страны. В Калининграде с начала июля подорожание составило 10%. Минимальная стоимость поездки по тарифу «Эконом» — 79 рублей, но, если раньше расчет шел от двух километров, то теперь — за полтора. В Ижевске мама с ребенком, которая ездит в пределах центра города, раньше в часы-пик отправлялась в путь за 190 рублей, теперь в ту же дорогу — за 260—280 рублей.

В Самаре — подорожание в 1,5 раза, в Перми скачок тоже существенный: в ряде случаев, в зависимости от времени суток, достигает 100%. В Нижнем Новгороде пассажиров выручает тариф «Вместе», когда с попутчиками можно добраться дешевле. Но если ехать по одному, то за три трамвайных остановки приходится платить по 400 рулей. Страдают от роста цен и жители Ростова-на-Дону. По данным Ростовстата, в расчете на один километр пути поездка в июле обходилась в 30,22 рубля, и это на 18,5% больше показателей июля 2022 года (24,63 рубля). При этом в 2023 году стоимость росла каждый месяц — с января по июль.

«Цены заметно подскочили. От дома до родителей раньше за 400 рублей доезжала, сейчас за тот же путь в 20 км отдаю 580 — 700 рублей. А 25-километровая дорога в аэропорт обходится по прежнему тарифу. В июле ехали за 700 рублей и сейчас примерно столько же», — делится читательница aif.ru из Казани.

В Уфе за два года удорожание существенное: было 80 рублей, сегодня — около 170. Челябинцы пишут, что меньше, чем за 200 рублей, не уехать. В Санкт-Петерубрге дорога от отеля до аэропорта в мае обходилась в 1000 рублей, а сейчас — в 1140. В Астрахани, делятся читатели, скачок составил 100 рублей за поездку.

Рост цен заметили и в сибирских регионах: в Красноярске — на треть, в Новосибирске — на 50%. Во Владивостоке наценка составила в среднем 200 рублей.

Кто рулит?

С первых же дней осени все таксисты будут обязаны быть самозанятыми, предпринимателями или сотрудниками таксопарков. Подработать извозом в часы-пик до и после основного места занятости будет сложнее. На автомобиль придется оформлять полис ОСАГО, который рассчитывается специально для таксистов, утром и вечером потребуется проходить медосвидетельствование и предрейсовый осмотр. За соблюдением требований будут следить, кроме контролирующих органов, представители агрегаторов услуг. Если выяснится, что автомобиль находится на линии без разрешения, компания-агрегатор получит штраф. В башкирском таксопарке aif.ru раскрыли его размер: за каждую поездку по 100 тысяч рублей.

Нажмите для увеличения
Нажмите для увеличения

«Порядка прибавится. Раньше ездил, кто хотел. Для пассажиров это небезопасно, — считает председатель координационного совета межрегионального профсоюза „Таксист“ Андрей Попков. — Теперь же за рулем будет не случайный человек, а тот, кто несет ответственность: и перед клиентом, и перед другими участниками движения».

Эксперт не видит проблем с прохождением медосмотров. Говорит, что современные технологии позволяют это делать дистанционно: уже сегодня в ряде регионов это используется. Данные о человеке снимает аппарат на улице, анализирует — доктор в кабинете. Введение электронного путевого листа с 1 сентября также упростит процесс.

Казалось бы, выгод много, но перестройка несет с собой подводные камни. Ужесточение требований неминуемо скажется на количестве водителей машин такси. В свою очередь, это отразится на стоимости поездок: они могут стать дороже. Руководители крупного агрегатора в одном из городов проводили эксперимент, предъявив к водителям все требования закона. На линию вышло меньше машин, а цена увеличилась в 6- 8 раз.

«Ценообразование динамическое: как только алгоритмы „видят“, что предложения мало, а спрос по-прежнему высок, они поднимают стоимость перевозки, — поделился с aif.ru перевозчик в Краснодарском крае Алексей Булатов. — В Новороссийске также иногда вводят ограничения, это повышает цены».

Собеседник добавил, что цены растут неравномерно: в некоторых районах в три раза, в других — меньше. Процессом «рулит» спрос: где его нет, там и стоимость та же. Для пассажиров это больной вопрос.

На реформенных ухабах

Цена поднимется, уверен владелец таксопарка в Башкортостане Алексей Маслов. По его прогнозам, стоимость перевозки увеличится в два-три раза. При этом есть опасность, что увеличится количество нелегальных таксистов.

«Не только спрос, но расходы таксопарков вырастут, — говорит Маслов. — Чтобы получить разрешение на машину, надо ее застраховать. ОСАГО нам обходится дороже: за автомобиль 120—180 тысяч рублей в зависимости от его параметров. Спрос увеличится — страховка подорожает. При этом страховые компании не спешат выписывать полисы: машина такси больше находится на дороге, значит, и риск аварий выше».

Другие расходы связаны с расцветкой автомобиля. Она у всех будет единой. В некоторых регионах таких требований не было. Когда появятся, придется обклеивать кузов. А это несколько десятков тысяч рублей, где-то — и больше сотни тысяч.

Попков причину удорожания видит в другом. Он отмечает, что машины и запчасти к ним приобретаются за доллары. Соответственно, расходы перекладываются на пассажира. Рост стоимости услуг за год может легко составить 30% — такой прогноз участник рынка дал и на 2023 год.

Трудности переходного периода также связаны с отсутствием реестров водителей с разрешениями. Во многих регионах их не составили. Кроме того, ажиотаж, по словам Маслова, привел к задержке с выдачей: раньше через сервис «Госуслуг» уполномоченные органы укладывались в пять дней, теперь — около 20.

Булатов посетовал на ограниченность действия разрешения: получив его в одном регионе, на территории другого документом не воспользоваться. «Допустим, повез я пассажира из Сочи до Ростова-на-Дону, а обратно могу ехать только пустым. Опять же эти расходы приходится учитывать», — отмечает руководитель.

Система по-новому заработает через пару дней. Собеседники aif.ru признают, что на рынке перемены отразятся существенно. Сторонники и противники реформы ратуют за прозрачность и действенность усилий. Главное, говорят, чтобы не отвернулись пассажиры. Их переход на «теневую» сторону улицы к нелегальным перевозчикам не нужен никому.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах