Примерное время чтения: 8 минут
1447

Здоровье или кошелёк? Спрос на лекарства снижается из-за роста цен

Лекарственное обозрение № 12. Большая экспертиза: модель ОТЗ для России 24/12/2015

В 2015 году лекарственный рынок если и растёт, то только в рублях. Препараты дорожают, а вот спрос на них падает. По сравнению с прошлым годом россияне реже покупают медикаменты и реже получают их по программе дополнительного лекарственного обеспечения.

Уменьшение спроса на жизненно необходимую продукцию – лекарства! – может быть, и не стало неожиданностью для рынка, но заставило его участников серьёзно задуматься. Логичнее было бы предполагать, что покупатель перейдёт на более доступные по цене дженерики. Преимущественно российского производства. И в отечественных аптеках реализуется стратегия импортозамещения. Но такого переключения не произошло. Нерешённые вопросы здравоохранения не оставили нашим согражданам выбора: люди стали просто-напросто отказываться от лекарств. Правда, в дополнительном лекарственном обеспечении доля национальных препаратов выросла вдвое. Вот только число участников этой программы уменьшилось.

Формально программу ДЛО можно считать сферой победившего импортозамещения. Однако директор отдела аналитики и консультирования подразделения «Здравоохранение» компании «Синовейт Комкон» Вениамин Мунблит обращает внимание: дополнительное лекарственное обеспечение не пользуется успехом у пациентов!

16,5 миллиона наших соотечественников имеют право получать препараты бесплатно. А пользуются этим правом… лишь 3,5 миллиона. Получается, 13 миллионов россиян настолько безрассудны, что не желают сохранить свою жизнь? Вовсе нет! Те, кто отказывается от льготных медикаментов, приобретают другие лекарства. Которые считают более эффективными. А вместо государственных препаратов получают деньги. Пусть и совсем небольшие.

«Бывает так, что препарат – лидер на коммерческом рынке, а в дополнительном лекарственном обеспечении у него нет продаж. Почему? Да потому, что по ценам ДЛО таблетки вместе с субстанцией произвести нельзя», – объясняет Вениамин Мунблит. Иными словами, медикаменты для пациентов‑льготников подбирают из соображений экономии.

Размеры меняются, пропорции остаются

Сегодня баланс между отечественными и импортными препаратами остаётся примерно тем же, что и 4 года назад. По данным компании DSM Group, на долю «наших» лекарств сейчас приходится 27% рынка в рублях и 63% в упаковках. Да и в программе ДЛО процент российских медикаментов увеличился хоть и вдвое, но не особенно значительно – с 6,5% до 13%.

«На фоне роста цен потребление лекарств уменьшается, – констатирует генеральный директор «IMS Health Россия и СНГ» Николай Демидов. – Но, несмотря на то что спрос «провалился», расстановка сил на розничном рынке осталась прежней». Популярные препараты продолжают быть популярными. И наоборот.

А цены всё выше и выше

«Лекарства – товар вынужденного спроса. Если пациенту нужно средство от головной боли, он купит его. Если нет – не купит. А ожидать, что у человека голова станет болеть в два раза больше… Создаётся впечатление, что в ближайшее время нас ожидает плавный рост цен на фармпрепараты. Валютная составляющая из процесса их производства никуда не делась», – приходит к неутешительному выводу генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк.

Означает ли это, что рынок лекарств останется прежним? Навряд ли. «Не идти вперёд – значит идти назад», как гласит старое изречение. Под воздействием экономического кризиса и скачков валютных курсов производители будут вынуждены поднимать цены. Покупатель не сможет не отреагировать на это уменьшением спроса. Финансовые результаты фармкомпаний упадут вновь. И единственным способом компенсировать убытки останется… Правильно, очередное компенсаторное повышение цен. Выдержат ли это пациенты, которые не могут не принимать жизнеспасающие препараты и на собственные деньги покупают эффективные лекарства взамен льготных?

Трудно предположить, что больной человек откажется от необходимого лекарства. Пусть даже из финансовых соображений. Но практика подтверждает обратное. Когда в медицину приходит платность, выбор между жизнью и кошельком часто делается в пользу последнего.

Как замечает Сергей Шуляк, у отечественных препаратов индекс инфляции… выше, чем у зарубежных. Причина очень проста: как и пациент, фарма вынуждена брать кредиты. И для российских компаний кредиты дороже. Быть может, ключ к успешному импортозамещению лежит в банке, для которого собственная прибыль важнее национальной экономики?

Лекарствам – ревизию!

Термин «локализация производства» так часто соседствует с термином «импортозамещение», что может возникнуть впечатление: главная цель импортозамещения заключается в локализации. И что если на территории России вырастут заводы зарубежных компаний, производящих необходимые нашим пациентам фармпрепараты, то большинство проб­лем лекарственного обеспечения будет решено. Разумеется, при условии, что к решению подойдут грамотно. Не случайно участники ежегодной конференции «Государственное регулирование фармацевтической отрасли» предложили регулярно проводить ревизию социально значимых медикаментов и уже по результатам такой проверки создавать заводы для производства тех или иных лекарств в нашей стране.

Призывы серьёзно изучить российский рынок фармпрепаратов и очистить его от «фармацевтического мусора» звучат далеко не в первый раз. Но идею лекарственной ревизии явно не спешат воплощать в жизнь. И нерешённый вопрос о достоинствах и недостатках препаратов становится преградой на пути к лекарственному обеспечению. Что, в свою очередь, бьёт и по такому показателю, как рентабельность. Пациент, вынужденный платить из собственного кармана, иногда предпочитает отказаться от лечения. Последствия чего фармацевтический рынок уже ощущает.

Отечественный импорт

«Сейчас идёт тенденция к локализации, а вовсе не к импортозамещению, – замечает глава DSM Group. – Мы производим в России… те же самые импортные препараты». Однако даже сегодняшний вариант импортозамещения (если не считать его итоговым и единственно правильным) имеет ряд плюсов. На территории нашей страны создаются новые рабочие места для тех, кто занят изготовлением условно отечественных лекарств. А российские фармацевтические компании с удовольствием принимают на работу специалистов, которые раньше трудились у зарубежных производителей. Так, одновременно с трансфером технологий происходит трансфер опыта и знаний.

«В мире не так много стран, где национальные поисковики популярнее Google. А у нас есть Яндекс. И это тоже в определённом роде импортозамещение», – отмечает директор подразделения «Здравоохранение» компании «Синовейт Комкон» Олег Фельдман. У отечественных специалистов есть и способности, и желание развивать их. Что, по мнению Фельдмана, подтверждает и фармацевтическая промышленность. Сегодня российский фармпром освоил даже маркетинг – область, в которой зарубежные производители традиционно считаются сильнее. Несмотря на исторически сложившееся отставание от «импорта», национальные компании успешно применяют передовые методы лекарственного продвижения.

Но одних способностей мало – необходимы и финансы, и нормы законодательства.

Импортозамещению нужна наука

«Хочется, чтобы у фармацевтических компаний была мотивация переходить не только от первичной и вторичной упаковки к полному циклу, но и развиваться от простого производства до R&D, до научно-исследовательской работы, – делится своим взглядом на вопросы импортозамещения старший вице-президент компании «Ипсен» по России и СНГ Марина Велданова. – Когда-то звучали предложения включить разработку новых лекарств в число критериев локализации производства. И установить преференции для тех компаний, которые вкладывают в R&D силы и средства. Очень жаль, что об этой инициативе сейчас забыли».

Легко ли развивать науку там, где экономят на здравоохранении, и врач, спасающий человеческие жизни, превращается в рабочего на конвейере? Когда речь идёт о выживании, о научных открытиях задумываются редко.

А ответа на вопрос, какие же лекарства считать отечественными, фармацевтическая промышленность ждёт и сегодня.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах