Примерное время чтения: 8 минут
18862

За место на полке. Кто ушёл, а кто решил остаться из зарубежных брендов?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20. Время учиться всё делать самим 18/05/2022 Сюжет Санкции в отношении России и ответные меры РФ

Ещё в марте владельцы популярных мировых брендов бытовой химии громко заявили об уходе с российского рынка. Кто ушёл, а кто остался? И чем теперь будем мыть и стирать?

Некоторые иностранцы, заявлявшие об уходе, уже отыграли назад: мол, мы прекращаем импорт, инвестиции и рекламу, но действующее производство оставляем. Та же американская Procter&Gamble (лидер российского рынка бытовой химии и владелец брендов Fairy, Tide, Ariel, Lenor, Mr. Proper и др.) пока не закрывает у нас свой бизнес, но готова изменить политику «в соответствии с постоянно меняющейся ситуацией».

 

А вот немецкая Henkel подтвердила серьёзность намерений и покидает нас насовсем. Её доля в последние годы доходила до 20%. Кстати, впервые Henkel начала работу у нас ещё в 1979 г., когда по её лицензии в Ленинградской обл. начали производить знаменитый клей «Момент». Потом компания стала снабжать россиян средствами Persil, «Ласка», «Пемолюкс», Losk, Pril и др. Теперь она распродаёт активы 11 предприятий по всей России.

Свой путь у британской Reckitt Benckiser, которая занимает около 6% рынка бытовой химии в России. Компания вроде бы продаёт бизнес в РФ, но при этом, как уточнили в её «внешней пресс-службе», «не заявляла об уходе с российского рынка». Словом, есть надежда (или опасение), что её марки Dosia, Vanish, Finish, Calgon, Tiret и т.д. останутся с нами.

Если первая (Dosia, Vanish, Finish, Calgon, Tiret) контролировала около 6% рынка бытовой химии в России, то доля второй в последние годы доходила до 20%. Кстати, впервые Henkel начала работу у нас ещё в 1979 г., когда по её лицензии в Ленинградской обл. начали производить знаменитый клей «Момент». Потом компания стала снабжать россиян средствами Persil, «Ласка», «Пемолюкс», Losk, Pril и др. Теперь она распродаёт активы 11 предприятий по всей России.

В течение ближайших 2–3 месяцев беспокоиться не о чем — запасы товара есть и у магазинов, и у производителей, и дома (многие закупились впрок). Но что будет потом?

Нажмите для увеличения
Нажмите для увеличения

Тайна волшебного концентрата

Гендиректор аналитического агентства INFOLine Иван Федяков считает, что пустыми полки наших магазинов не останутся. По мнению эксперта, освободившуюся нишу заполнят товары-клоны: на имеющихся мощностях российские производители постараются воссоздать аналоги знакомых брендов. Однако качество моющих средств может измениться, ведь рецептуры самых раскупаемых продуктов западные производители увозят с собой. Это как с Coca-Cola, когда напиток разливают по всему миру, но «волшебный концентрат» (производители так его и называют) делают лишь на одном заводе в Европе и развозят по предприятиям.

Надо сказать, выход из игры крупнейших конкурентов воодушевил российских производителей. И никакие «волшебные концентраты» для них не проблема: есть и налаженное производство, и кадры, и лаборатории. Гендиректор исконно российской АО «Нэфис Косметикс» (Biolan, BiMax, AOS, Sorti) Дина Лаврикова уже отмечает рост продаж в марте — начале апреля 2022 г., причём в основном продукции низкого ценового сегмента. Компания занимает почти 9% рынка бытовой химии в РФ и сейчас ищет возможности замещения импортных компонентов. «Вместо США мы планируем приобретать альфа-олеины для производства поверхностно-активных веществ в Татарстане, — рассказывает Лаврикова. — В нефтяном кластере республики их уже выпускают. С объёмами поставок проблем не будет — мощности и запасы сырья позволяют».

За место на полке

Производители российской экологичной бытовой химии, которые совсем недавно начали бороться за признание потребителей, тоже надеются расширить долю на освобождающемся рынке. Соперничать с транснациональными компаниями и их рекламными бюджетами непросто, но за последний месяц и у них продажи выросли. Как рассказал руководитель отдела маркетинга белгородской «Мидэкс групп» Александр Калачиков, сейчас предприятие держится за счёт запасов сырья, параллельно налаживает логистику и оперативно организует собственное производство некоторых компонентов — уже начали делать фруктовые и овощные экстракты. К повышению спроса здесь готовы. «Даже при полном выходе зарубежных производителей с российского рынка без бытовой химии мы точно не останемся», — уверен он.

В России, кстати, порошки и гели производят не только крупные фабрики, но и семейные предприятия. Одно из них — «Папа Слон» — с 2015 г. выпускает в Челябинске авторскую бытовую экохимию. Спрос на продукцию растёт. Владелец бренда Анна Бонькина планирует переходить полностью на российское сырьё. «Главное, что проблем с доставкой не будет», — говорит она, ведь часть сырья, которая поступала раньше из-за границы, теперь не привозится.

Пока небольшие российские производители бытовой химии, которые ещё не смогли пробиться в торговые сети из-за засилья мощных западных конкурентов, развивают интернет-магазины и осваивают маркетплейсы. Но покупатели по всей стране, судя по отзывам в соцсетях, мечтают видеть их продукцию в магазинах «у дома».

Кстати, как только зарубежные фирмы заявили о прекращении или сокращении работы в нашей стране, отношение россиян к ним резко ухудшилось — это показало исследование аналитической компании GFK. Негативно настроены 15% покупателей. Многолетние усилия и огромные финансовые вливания корпораций в борьбу за потребителей обесцениваются. А это значит, многие покупатели легко откажутся от привычных марок и перейдут на другие.

Цена чистоты

По данным Росстата, средняя цена 1 кг стирального порошка в марте подскочила почти на 17%, в апреле рост замедлился до 10%, а за первую неделю мая он составил уже 0,5%. Что будет с ценами дальше? «Стараемся сохранять качество и удерживать нынешние цены, но работать в минус компания тоже не может, поскольку надо выплачивать налоговые и страховые платежи, зарплаты сотрудникам», — говорит Лаврикова. «Благодаря оптимизации производства нам удалось ограничить рост цен на уровне 7–9% (в отличие от зарубежных брендов, которые подорожали на 30–40%), — говорит Калачиков. — Ждать очередного увеличения стоимости не стоит. Напротив, если ситуация начнёт стабилизироваться, будем принимать необходимые меры для снижения цен».

Кстати

В 2020 г. Роскачество провело лабораторное исследование порошков семи марок — «Аист», Ariel, BiMax, Dosia, «Миф», Persil и Tide. По результатам экспертизы самым эффективным был признан «Аист». Остальные средства оказались хуже по качеству. Порошки Dosia, «Миф», BiMax и Ariel после нескольких стирок делали одежду жёсткой и грубой. Persil, Tide, BiMax и «Миф» не до конца отстирывали пигментно-масляные загрязнения и делали ткань серой. В то же время все исследуемые средства удаляли кровь (белковые загрязнения), хотя, согласно маркировке, для этого не были предназначены.

С точки зрения действующего в России законодательства все товары оказались безопасными, ими можно пользоваться. Однако наличие в их составе фосфатов означает, что порошки не являются безвредными для окружающей среды.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах