Примерное время чтения: 7 минут
4177

Сжиженный проблемный газ. Почему СПГ не удовлетворит потребности Европы

Сюжет Санкции в отношении России и ответные меры РФ
/ Michael Weber / www.globallookpress.com

Немецкая энергетическая компания Uniper объявила о старте строительства пилотного для Германии терминала по приему сжиженного природного газа (СПГ). Он разместится в нижнесаксонском городе Вильгельмсхафене. Терминал будет принимать до 7,5 млрд кубометров СПГ в год, обеспечивая тем самым 8,5% потребностей Германии в голубом топливе.

Ранее Uniper входила в число инвесторов «Северного потока-2», однако в марте 2021 года она прекратила участие в его финансировании. В феврале же текущего года власти Германии приостановили сертификацию газопровода. Тогда же канцлер ФРГ Олаф Шольц сообщил о планах соорудить два терминала по приему СПГ в городах Вильгельмсхафене и Брунсбюттеле.

Свой проект Uniper будет претворять в жизнь в два этапа, потратив на него порядка 65 миллионов евро. В рамках первого из них, рассчитанного до зимы 2022-2023 годов, предполагается наладить прием СПГ с морских кораблей с последующей подачей в газопроводную систему Германии, на втором — расширить инфраструктуру и установить оборудование для приема аммиака.

Использование СПГ может быть удобно с точки зрения доставки голубого топлива в страны или районы, удаленные от магистральных газопроводов, говорит промышленный эксперт, кандидат экономических наук Леонид Хазанов. Также СПГ подходит в тех случаях, когда поставки трубопроводного газа не удовлетворяют потреблению.

В Германии, равно как и во всем Европейском Союзе, власти делают ставку на сжиженный природный газ как альтернативу российскому трубопроводному газу. Леонид Хазанов рассказал АиФ.ru о принципе действия и работе СПГ-инфраструктуры, а также поделился прогнозом, удовлетворит ли сжиженный природный газ потребности Европы:

«Устройство и принцип действия СПГ-терминала достаточно простые. Сжиженный природный газ с помощью отгрузочных рукавов перекачивают с корабля в резервуары для хранения и затем по мере надобности подают в испаритель, где голубое топливо из жидкого состояния переходит в газообразное, после чего его направляют в магистральный трубопровод и далее транспортируют потребителям.

СПГ-терминалы можно размещать на берегу, ставить на морском дне или делать плавучими — все зависит от их мощности, параметров бухты порта, экологических условий и т. д.

Строятся они подчас довольно долго, например, наземный СПГ-терминал в польском Свиноуйсьце создавался 10 лет: в 2005 году президент Польши Лех Качинский во время предвыборной гонки пообещал его построить, но из-за различных бюрократических формальностей, финансовых проблем и т. д. его сооружение стартовало лишь в 2011 году, а открыт он был в 2015 году.

Чуть меньше строился плавучий СПГ-терминал в литовской Клайпеде. В 2005 году парламент страны принял резолюции о необходимости его создания, в 2011 году началась разработка его проекта, год спустя на верфи южнокорейского концерна Hyundai Heavy Industries рабочие приступили к резке листов для корпуса будущего СПГ-терминала, еще через год его спустили на воду. В 2014 году его перегнали в Клайпеду, и тогда же он принял первый корабль с голубым топливом.

Строительство СПГ-терминалов в Польше и Литве особых выгод им не принесло. Польша, как ни силилась, так и не смогла слезть с трубопроводной иглы: при объеме потребления природного газа в 20 млрд кубометров в год в виде СПГ она получает около 4 млрд кубометров.

Отказавшись от закупок природного газа напрямую у «Газпрома», Варшава импортирует его по кривой — по реверсу из Германии.

Литва же с трубопроводной иглы «Газпрома» слезла и подсела на СПГ-иглу, оказавшуюся дороговатой. Цены на голубое топливо в республике подскочили, больно ударив по ее населению и промышленности. Кстати, среди поставщиков СПГ оказался «Новатэк», то есть ни о какой энергетической независимости от России и речи быть не могло.

В самой Германии, сегодня делающей ставку на создание СПГ-терминалов, проекты за минувшие годы сильно вперед не продвинулись. Строительством вышеупомянутого СПГ-терминала в Брунсбюттеле с 2018 года занимаются голландские Gasunie LNG Holding и Vopak LNG Holding и немецкая Oiltanking. У них постоянно возникают трудности с получением необходимых разрешений, в мае 2019 года против терминала выступила экологическая общественная организация Deutsche Umwelthilfe, в декабре 2021 года Vopak LNG Holding отказалась привлекать к участию в проекте свой персонал (ограничившись предоставлением инвестиций)...

У СПГ-терминала в Вильгельмсхафене, где с помпой забили первую сваю, тоже проблем хватает. Uniper возится с ним с 2018 года и в ноябре 2020 года была вынуждена заморозить проект — не нашлось покупателей СПГ. Теперь она его разморозила и сразу натолкнулась на сопротивление Deutsche Umwelthilfe, утверждающей, что будущий СПГ-терминал несет угрозу обитающим в прибрежных водах морским свиньям (разновидность китов).

Как бы то ни было, оба СПГ-терминала не смогут обеспечить газовую свободу Германии. Вместе они смогут принимать не более 15,5 млрд кубометров газа, в то время как общее потребление природного газа в стране находится в районе 90 млрд кубометров, из них порядка 50 млрд поступает из России по трубе. Строящиеся терминалы не станут достойной альтернативой.

То же самое будет и с остальными СПГ-терминалами по всему Европейскому Союзу. По имеющимся данным, в нем функционирует 22 СПГ-терминала, еще 20 находятся в разных стадиях проектирования или сооружения (правда, их реальные перспективы не ясны).

Премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис признал невозможность отказа Европы от российского газа как раз после того, как в греческом портовом городе Александруполисе 3 мая началось строительство СПГ-терминала мощностью 5,5 млрд кубометров в год.

Европейский Союз обречен покупать наш природный газ. Ежегодно потребляя до 400 млрд кубометров голубого топлива, он до 155 млрд кубометров получает из России.

Существующих мощностей СПГ-терминалов хватит максимум на 85 млрд кубометров и принять еще 155 млрд кубометров они попросту не в состоянии. Планируемые СПГ-терминалы надо построить, и до конца 2022 года это точно не удастся сделать.

Австралия, Катар, США, Малайзия, Алжир и прочие экспортеры СПГ не в силах резко увеличить поставки — их мощности работают на пределе возможностей, создание СПГ-заводов — процесс неспешный.

Трейдеры же, торгующие СПГ, легко могут перенаправить корабли с ним из Европы в Азию, если там будут предлагать за него цены повыгоднее. Да и газовозов на всех не хватит...»

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах