Примерное время чтения: 4 минуты
1920

«Шашечки» или не ехать. Из-за чего может подорожать такси?

Interpass / Shutterstock.com

Такси дешевле собственной машины — так, по данным исследовательского агентства ResearchMe, считает треть россиян. 78% автовладельцев пользуются услугами такси.

А по информации компании BusinesStat, 69,2 миллиона россиян пользуются услугами такси за год (данные за 2018 год). За пять лет число автомобилей с «шашечками», как и число водителей, выросло, а средняя стоимость поездки снизилась с 313 до 260 рублей. 

Однако услуги такси вряд ли продолжат дешеветь — на то есть масса причин, о которых АиФ.ru поговорил с экспертами. 

Красный свет для иностранцев

О возможном повышении цен на такси агрегаторы заговорили еще в 2018 году. Именно тогда в первом чтении был принят законопроект «О государственном регулировании отношений в области организации и осуществления деятельности по перевозке легковым такси и деятельности служб заказа легкового такси». Сейчас документ находится на рассмотрении Государственной думы во втором чтении. С учетом всех законотворческих процедур на его принятие уйдет еще пара лет, говорят эксперты. Участники рынка прогнозируют, что после вступления закона в силу стоимость поездки может подскочить на 30-50%.

Планируется, что тарифы такси будут формироваться по методике, которую разработают в Федеральной антимонопольной службе и Министерстве транспорта, за руль будут допускаться только граждане России, но только если у них нет непогашенной или неснятой судимости. А в каждый автомобиль хотят поставить тахографы — чтобы контролировать продолжительность рабочего дня таксиста, перемещения автомобиля (через систему ГЛОНАСС), а также кассовый аппарат.

С одной стороны, вмешательство государства в рынок такси действительно может повысить качество и безопасность поездок. Для понимания: в первом квартале статистика аварийности с участием автомобилей такси по вине их водителей выросла почти на 20%, говорится в материалах ГИБДД. С января по март зафиксировано 608 ДТП с участием таксистов. В авариях погибли 24 человека, это на 41,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Ранения в результате таких происшествий получили 784 человека, что на 19,7% превышает прошлогоднюю статистику.

С другой стороны, нововведения непременно приведут к росту ценника. «При росте госрегулирования агрегаторы не смогут дальше демпинговать, переманивая клиентов друг у друга и частично у общественного транспорта. И если в 2014-2019 годах из-за распространения агрегаторов цена одной поездки в среднем постоянно снижалась, то после принятия законопроекта этот процесс прекратится и цены поползут вверх», — прогнозирует президент Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей Виталий Манкевич.

По его словам, запрет на работу таксистов-иностранцев может спровоцировать нехватку водителей и, соответственно, рост стоимости поездки. 

«Кроме того, для повышения безопасности поездок предлагается оборудовать машины таксопарков датчиками спутникового слежения ГЛОНАСС. С точки зрения дорожного контроля это хорошая мера понижения аварийности, но траты на их установку в итоге будут переложены на пассажиров и войдут в ценник поездок», — добавляет Манкевич.

Таксопарки уходят в прошлое

По данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 64% россиян для заказа такси используют мобильное приложение: так заранее знаешь стоимость поездки, можно сравнить цены в разных агрегаторах, можно отслеживать местоположение водителя и время прибытия. Популярные в середине 2000-х таксопарки постепенно уходят в прошлое — водители все чаще работают с агрегаторами такси напрямую.

Впрочем, как говорит декан Юридического факультета Финансового университета при правительстве РФ Гульнара Ручкина, сокращение количества таксопарков может привести к недостатку автомобилей и к росту нагрузки на водителей и, следовательно, к подорожанию услуг такси.

Правила агрегаторов и повышенный спрос

По словам Ручкиной, сервисы могут уменьшить или убрать дополнительные выплаты водителям, переложив эти затраты на пассажиров. 

«Также на рост цен мог повлиять выросший спрос: после снятия карантина многие горожане предпочитают пользоваться такси, чтобы не сталкиваться с людьми в общественном транспорте. Поэтому если раньше час-пик приходился на определенный отрезок времени, то сейчас час пик — чуть ли не круглые сутки. Наконец, еще одна версия гласит, что после снятия карантина сервисы услуг такси стараются покрыть убытки, повышая цены на свои услуги», — говорит Ручкина.

А из-за чего такси может подешеветь?

Законы рынка таковы, что сейчас товар дешевеет, потом под влиянием определенных обстоятельств дорожает, а потом снова дешевеет. С такси такая же история. Если сейчас перевозки вырастут в цене, то в перспективе могут вновь стать доступнее.

По словам Виталия Манкевича, снизить цены такси может выход на рынок новых игроков. «Как правило, конкуренция повышает и качество, и цену услуги», — отмечает эксперт.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах