Спустя почти два месяца после введения в действие обновленного закона о такси участники рынка продолжают примеривать новые рамки на сложившиеся отношения. Отрасль должна стать удобнее для пассажиров и прозрачнее для всех сторон. Вступление поправок в силу вызвало много волнений среди профессионалов, нормы законодательства активизировали разговоры о том, какой инфраструктуры рынку недостает. Между тем очередные новые меры начнут действовать уже в 2024 году.
За кулисами безопасности
Осенью будущего года заработает норма, согласно которой перевозчики будут нести ответственность перед пассажирами за их безопасность. Садясь в машину, жизнь, здоровье и имущество пассажиров будут застрахованы: клиенты — на сумму в 2,2 млн рублей, их вещи — до 23 тысяч. Эксперты считают: требование приведет к росту тарифов. При этом опрос, проведенный по заданию Общественного совета по развитию такси, показал, что только чуть больше половины россиян готовы доплачивать за страховку.
Говорят о нежелании страховых компаний выписывать полисы, учитывая, что риски ДТП для машин, которые всегда в пути, кратно выше. Это для страховщиков выступает доводом в пользу высоких тарифов.
«Не согласен, когда говорят, что страхуют с неохотой. Это довольно легко сделать. Другое дело, что цены начинаются от 100 тысяч рублей за авто на год. Обременение вырастет, но сложнее получить услугу не станет: страховые работают активно без проблем с такси», — рассуждает председатель координационного совета межрегионального профсоюза «Таксист» Андрей Попков.
Эксперт говорит, что дополнительные расходы увеличат стоимость поездок. При этом собеседник aif.ru признается: основные траты лежат совершенно в другой плоскости и связаны с дороговизной запчастей, топлива и самих автомобилей.
«Другое новшество связано с электронными путевыми листами. Чтобы такие получить, водителям придется физически доходить до медработника или проходить телемедицину, что с 1 сентября стало вполне легальным. Несмотря на ужесточение требований, закон по-прежнему исполняется не везде и не всегда», — рассказал aif.ru владелец таксопарка в подмосковном Воскресенске Сергей Поздняков.
Собеседник привел пример. Когда усилили требования, знакомые из Московской области купили франшизу и поставили оборудование для проведения удаленных медосмотров. Три месяца ждали, что придут клиенты: сами водители или таксопарки. Но никто так и не появился. Услуга спросом не пользовалась. Технику сдали. По оценке Позднякова, до 90% путевых листов сегодня выданы неправомерно. Существует развитый бизнес: документы выдаются пачками, а данные туда вносят сами водители. На дороге подлинность бумаги проверить сложно. Стоимость такой филькиной грамоты составляет примерно тысячу рублей за авто в месяц, говорит собеседник.
Ситуация напрямую сказывается на безопасности поездок. Советник руководителя компании «Димеко» Евгений Сукрышев пояснил aif.ru: в таксопарках, которые вводят медицинские освидетельствования, поначалу треть водителей не допускается до руля. Многие впервые узнают, что у них частый пульс, высокое давление. После курса лечения количество недопущенных до вождения снижается до 3-5%. Это значит, что дороги становятся безопаснее для всех участников движения.
Воздействие цветом
Новый закон во имя безопасности предоставил региональным властям право вводить дополнительные требования к такси. Это касается, например, вопросов аттестации водителей, экологического класса автомобиля или цвета его кузова. В общественном совете полагают, что пассажиры не склонны соотносить данные требования с безопасностью. Эксперты апеллируют к результатам замеров общественного мнения. Но Поздняков считает иначе: когда клиенты видят автомобили, выкрашенные в фирменные цвета крупных агрегаторов, для них это зачастую служит знаком качества. Не вдаваясь в детали устройства рынка, пассажиры по внешним признакам могут априори судить о качестве услуги. Эксперимент Позднякова между тем показал, что агрегатор ограничил для него передачу заказов лишь после 14 часов после поездок по городу. В то же время Минтранс РФ разрешил ездить без отдыха только 4,5, а за смену — не более десяти.
«За безопасность отвечают оба. Например, часто водители такси вынуждены настаивать, чтобы пассажир пристегнулся ремнем безопасности. Человек должен осознавать, что водитель отвечает за его жизнь и здоровье. Пристегнутый ремень выступает основой безопасности в салоне автомобиля. Причем это касается также и задних сидений. Необходима постоянная работа со стороны сотрудников Госавтоинспекции и таксопарков в этом направлении», — уверена председатель Общественного Совета по развитию такси Ирина Зарипова.
Требования закона станут частью повседневной практики, настаивает Поздняков, когда более четко будет прописана ответственность за неисполнение норм документа. В международной практике встречаются также другие меры.
«В мире активно работают над решениями для контроля водителей во время работы. Кто-то пытается устанавливать датчики в спине, на сиденье, на запястьях, видеокамеры, следящие за зрачками водителя. Но здесь есть всегда минус. Когда говорим о медицинском мониторировании, то требуется точное медоборудование, а не фитнес-гаджеты. Водитель может оказаться в очках — и глаза окажутся вне контроля. Точно так же проводимость кожи на морозе снижается: браслет на руке не поможет. Поэтому наиболее эффективны предсменные и предрейсовые медосмотры. Проведя их более 20 миллионов, можно уверенно заявлять: если человек перед сменой прошел медосмотр, то во время смены в 99% случаев эксцессов не случится», — делает вывод Сукрышев.
Участник рынка приводит такую статистику. Ежедневно в России медосмотры должны проходить порядка семи миллионов водителей, не только таксистов. Возможностями телемедицины пользуются не более трех процентов.
«В остальных случаях осмотры не проходят или делают это формально. Между тем даже в таких условиях ежегодно для проведения освидетельствований компании тратят около 120 млрд рублей. Большие средства! Новые технологии способны сократить эти затраты на 30% или более», — делает вывод эксперт.
В настоящее время ждут своего принятия поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Пока предполагается, что за передачу заказов нелегальным водителям будут штрафовать до 500 тысяч рублей. Первое чтение летом поправки прошли. Окончательно депутаты обещали их принять осенью.
Влияние закона, заработавшего с 1 сентября, уже заметно. Крупный агрегатор закрыл в октябре возможность заказа машины, если длительность поездки превышает 10 часов. Пока это полумера, ведь, как замечает Поздняков, до того водитель уже мог провести за рулем немало времени. Однако работа по настройке системы продолжается. Попков ожидает, что в декабре регионы обзаведутся полными реестрами водителей, перевозчиков и транспортных средств такси, а после новогодних праздников контроль со стороны госорганов будет ужесточен.