Цены на соль в этом году могут вырасти в полтора раза, что приведёт к подорожанию других продуктов питания. Такое мнение АиФ.ru выразили эксперты ПАО «Соль Руси». По подсчётам специалистов, каждый месяц приправа будет дорожать минимум на 2%, а в среднем на 5%, и по итогам года подскочит в цене до 50%.
Соль дорожает на эмбарго
По словам эксперта потребительского рынка и ценовой политики Станислава Черкасова, прежде всего рост цен на соль связан с реакцией отечественных перекупщиков на действующее эмбарго в отношении иностранного продукта. «Перекупщики, пользуясь ситуацией, стали необоснованно задирать цены на продукт», — пояснил он АиФ.ru. Между тем производители соли оптовые цены пока не поднимали.
Напомним: запрет на импорт соли из стран Запада, поддержавших антироссийские санкции, вступил в силу в ноябре прошлого года. Под него попали хлориды натрия, столовая, морская, нитритная соль. Последняя в качестве красителя и консерванта используется для приготовления колбасы: без неё изготовление тех же сыровяленых колбас и копчёностей в нашей стране запрещено.
Перед введением «соляных санкций» в министерстве сельского хозяйства заверили, что ограничение не отразится на внутренних потребностях России и, соответственно, к росту цен не приведёт. Но ряд экспертов утверждает обратное: по итогам прошлого года (то есть фактически за два месяца действия эмбарго: ноябрь и декабрь) приправа выросла в цене в среднем на 10% (сильнее всего на Кубани, в Иркутской и Липецкой областях).
«По данным Росстата, цены на соль остались прежними и даже немного снизились, но, к сожалению, эти данные не отражают реальной действительности. Исследования Росстата носят слишком обобщённый характер и не учитывают региональную специфику. Мы с вами можем наблюдать совсем другую картину, когда приходим в магазин и замечаем изменившийся ценник», — указывает Черкасов.
Между тем по данным Руспродсоюза, за последние два года отпускные цены на пищевую и техническую соль производителей из стран Таможенного союза оставались стабильными. «Ограничение импорта с ноября прошлого года усилило ценовую конкуренцию между производителями соли из России, Белоруссии, Казахстана и новых игроков из "несанкционных" стран за освободившуюся долю рынка. Мы не ждем, что "соляное эмбарго" способно повлиять на рост цен. Вспомним 2015 год: после ухода с рынка пищевой соли крупного украинского игрока ценовая конкуренция была настолько велика, что отпускные цены на пищевуюсоль снизились в среднем на 12%, цены в рознице не поднимались», - рассказывает директор ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров Руспродсоюз Дмитрий Востриков.
Что дорожает вместе с солью
Поскольку соль является компонентом огромного количества продуктов и блюд, подорожание приправы однозначно приведёт к росту цен на продовольствие, в производстве которого она используется. Как было сказано выше, это колбасные и мясные изделия, а также соусы, консервы, солёная рыба, морепродукты и так далее. До конца года ценник на эти группы товаров может увеличиться на 8-15%. Мясная продукция в прошлом году подорожала на 1-4%, рыбная — на 9%, напоминает Черкасов. Вероятность того, что стоимость этих продуктов будет снижаться, эксперт оценивает как крайне низкую.
Соляная паника
Несмотря на риски подорожания соли, эксперты не советуют немедленно бросаться в магазины, чтобы закупить продукт впрок.
«Рынок соли — это типичный рынок совершенной конкуренции: на нём множество продавцов, множество покупателей, стандартизированный товар, цена на который устанавливается балансом спроса и предложения. На мой взгляд, сообщения о грядущем дефиците на рынке соли — того же свойства, что и сообщения о дефиците гречки или любого другого продукта. В цене соли 90% составляют расходы на логистику, поэтому обосновывать кратное подорожание тем, что образовался дефицит, нелогично», — поясняет аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко.
Кстати, несколько лет назад в России была самая настоящая соляная паника: из магазинов Тульской, Брянской, Калужской, Курской, Воронежской областей приправа попросту исчезла. Тогда на волне сумасшедшего спроса продукт рекордно подорожал, в некоторых местах цена выросла в десять раз. Но соль — особенный продукт, упаковки которого хватает очень надолго. После того как паника сошла на нет, а соль вернулась на прилавки, её никто не покупал: заготовленные потребителями запасы были рассчитаны на годы вперед. В результате соль стремительно и, главное, на продолжительное время подешевела.
«Ажиотаж с солью продлится два-три месяца, а затем начнётся снижение цен, потому что население закупит соль впрок, и она начнёт залёживаться на полках магазинов. Россия производит порядка 70% своего годового потребления соли, то есть зависит от импорта всего на 30%. На мой взгляд, этого недостаточно для кратного повышения цены», — резюмирует Яковенко.