В дополнение к Росстату
Индекс Доу - Джонса, отображающий текущее состояние американской промышленности, или индекс потребительских цен, что регулярно публикует Росстат, известны всем. И вообще экономисты очень любят использовать индексы для того, чтобы с их помощью показать ситуацию в той или иной области. А журнал The Economist придумал такой оригинальный показатель, как индекс Биг-Мака. И этот неофициальный способ определения паритета покупательной способности стал весьма популярным в мире.
Но вот и у нас появился неофициальный индекс. Компания X5 Retail Group, которой принадлежит несколько российских розничных продуктовых сетей, представила его в московском пресс-центре ТАСС. Это «Индекс «Пятёрочки» - новый информационный продукт, показывающий динамику розничных цен в одноимённой сети.
Как пояснили представители компании, крупным ретейлерам регулярно задают вопросы о конкретных ценах в магазинах, причинах их изменения и расхождения со средними показателями. Для ответов на них и создали новый показатель - индекс продовольственных цен, взяв за основу уже отработанную методологию Росстата по определению цены минимальной продуктовой корзины.
«Мы решили показать стоимость такого же набора продуктов в конкретной торговой сети, пояснить причины изменений от месяца к месяцу. Надеемся, что это дополнит статистические данные, даст более широкую и объективную картину», - сказала Елена Коннова, директор по корпоративным коммуникациям компании.
Статистики благодарны
Новый индекс - это соотношение средних цен в магазинах торговой сети с данными Росстата, он рассчитывается на базе продуктов, входящих в федеральную корзину. А в ней - овощи, фрукты, молоко, подсолнечное масло, чай, сахар, крупы, курица и другие социально значимые товары. Методология расчёта верифицирована Федеральной службой государственной статистики РФ.
По словам Ларисы Кобринской, начальника управления статистики цен и финансов службы, Росстат наблюдает за ценами 68 тыс. различных организаций в 276 городах России. Х5 Retail Group стала первой из крупных российских компаний, которая решила помочь статистикам и самостоятельно раскрыть собственные данные о ценах на важнейшие продукты питания. «Мы очень благодарны им за сотрудничество. Надеемся, что и другие сети со временем подтянутся», - добавила Л. Кобринская.
А Полина Киселёва, директор по маркетингу торговой сети, говорит, что с помощью своего индекса компания надеется донести до самой широкой аудитории свежую и объективную информацию о динамике розничных цен в торговых сетях и особенностях их формирования. «Показатель комплексный, довольно сложный. Мы делаем это, чтобы понимать, что происходит в торговле», - уточняет она.
Цены ниже
В компании объясняют разницу между ценами в показателях Росстата и ценниках в магазинах сети в первую очередь так называемыми продуктами-драйверами.
«В сентябре, например, ими стали овощи и фрукты, подсолнечное масло, охлаждённая курица. Наши цены были ниже в связи с большим объёмом закупок и промоакциями, которые мы проводим в своих магазинах каждую неделю», - приводит пример П. Киселёва.
Уже первые замеры показали: стоимость минимального продуктового набора в сети в целом соответствует общероссийским и региональным трендам, стабильно оказываясь ниже на несколько пунктов. Так, в июле рассчитанная Росстатом стоимость продуктовой корзины по России составляла 3776 руб., а здесь она обходилась покупателям в 2458 руб. В сентябре-октябре, по данным Росстата, стоимость минимального набора продуктов в стране оказалась на уровне 3517 руб., а в этой сети колебалась в границах 2151-2202 руб.
Относительно низкие цены представители компании объясняют её ответственной социальной политикой и обещают, что в дополнение к рассчитываемым сейчас индексам для европейской части РФ, Москвы и Санкт-Петербурга их будут формировать по каждому из городов присутствия торговой сети.
Здесь надеются, что это поможет не только статистикам, но и государственным органам, участникам рынка, экспертам, а также продвинутым потребителям оперативно анализировать ситуацию в продовольственном секторе. Публиковать свой индекс планируют на 7-й день месяца, сразу после выхода соответствующего индекса Росстата.