В отечественное небо прилетел беспрецедентный пакет санкций. Исправлять ситуацию будет комплексная программа развития авиатранспорта, рассчитанная до 2030 г. и оцениваемая в 770 млрд руб. В результате её реализации доля самолётов российского производства в нашем парке должна вырасти до 81%.
«АиФ» изучил документ, запреты, риски и сравнил имеющиеся крылья Родины с ожидаемыми.
Как найти ключи от неба?
Небесный ПАРК-2030, в котором 1714 пассажирских самолётов и более 80% из них отечественные, – это пока лишь цифры на бумаге.
Что может заставить нас перенести их с небес на землю?
Олег Пантелеев, исполнительный директор агентства «АвиаПорт»:
Санкции перекрыли нам покупку и лизинг самолётов. Даже те лизинговые компании, от которых не требовали разрыва соглашений с Россией, решили вернуть воздушные судна, опасаясь падения их рыночной стоимости. Плюс запрет на техобслуживание и ремонт, на поставки комплектующих и систем.
Чтобы не ставить под удар территориальную связанность страны, пришлось перевести взятые в лизинг самолёты в российский реестр. Но сейчас полёты происходят в основном по внутренним маршрутам. С международными сложнее – ведь даже в государствах, не поддерживающих санкции, лайнеры наших компаний (те, что взяты в лизинг) могут быть арестованы.
Создание собственных самолётов – единственная возможность развития отрасли. И комплексная программа здесь – важнейший документ, который рассматривает вместе потребности авиакомпаний и возможности авиапромышленности. Она нужна для того, чтобы ведомства «сверяли часы», корректировали свои задачи. На это Минтрансу и Минпромторгу отводится три месяца. За этот срок неувязки по многим вопросам могут быть исправлены. А осенью будем считать с точностью до штуки, до рубля и до года самолёты, двигатели, финансирование, сроки.
Риски при реализации комплексной программы, конечно, есть. Ключевых 4:
- уменьшение парка из-за сложностей с техобслуживанием и поставок запчастей;
- неисполнение графика поставок отечественной авиатехники;
- дефицит кадров для производства, эксплуатации и обслуживания самолётов;
- внешние факторы (ухудшение экономической конъюнктуры и геополитической обстановки).
Пессимист скажет, что выполнять программу при таких рисках почти невозможно. Оптимист – что чем сложнее задача, тем выше шансы на мобилизацию всех ресурсов. Ибо отступать уже некуда.