Примерное время чтения: 8 минут
5489

Денег туры не клюют. Почему Турция — туристическая Мекка, а Россия — нет

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9. Товарищи, все за подарками! 03/03/2021
Помимо моря и солнца Турции достались и многочисленные сооружения Римской империи. К примеру, можно пройтись по руинам древнего города Эфес и даже зайти в библиотеку Цельса (на заднем плане), построенную ещё во II веке нашей эры.
Помимо моря и солнца Турции достались и многочисленные сооружения Римской империи. К примеру, можно пройтись по руинам древнего города Эфес и даже зайти в библиотеку Цельса (на заднем плане), построенную ещё во II веке нашей эры. / Георгий Зотов / АиФ

Турция сделала свою туриндустрию из ничего. Может ли РФ по её примеру превратиться в мечту иностранных гостей и заработать миллиарды долларов?

"Спасибо коронавирусу, иначе о нас вообще никто бы не узнал" — эту фразу мне довелось услышать недавно в Калмыкии, куда впервые за долгое время поехали наши «внутренние туристы». Люди с удивлением открыли для себя: надо же, тут и великолепная природа, и верблюды, и храмы буддийские. Приезжие из Моск­вы, встреченные мною в Северной Осетии, были в восторге: «Боже мой, как Грузия, разве что рубли берут... экзотика, горы, шашлыки». В ­Кабардино-Балкарии гости поражались ценам на гигантские чебуреки (80 руб.) и ­дружелюбию местного населения. Мы слишком долго полагались на нефть с газом, забыв: Россия способна заработать огромные деньги на внутреннем и внешнем туризме.

Обозреватель «АиФ» решил рассмотреть на примере ­Турции, когда-то бывшей закрытой страны под властью военных, а сейчас превратившейся в туристическую Мекку, как нам поступить, чтобы получить от туристов миллиарды?

Фото: АиФ/ Георгий Зотов

Слетать к соседу на обед...

— Я помню времена, когда иностранные гости являлись у нас редкостью, — рассказывает директор турецкого ­VIP-агентства ­"Аида Турс" Адвийе Бергеманн. — В ­1970-е гг. ещё маленькой девочкой я приходила в порт и смотрела, как там встают на якорь роскошные круизные лайнеры. Мне запомнились пассажиры из Европы и Америки в ослепительно-белых костюмах, шляпах, тёмных очках... Они казались пришельцами с других планет. Тогда я и решила — буду работать только в сфере туризма. И правильно сделала! Турция преобразилась, открыла себя миру — и везде, куда я приезжаю, я продвигаю мою страну. России катастрофически не хватает именно продвижения себя в мире, рекламы ваших достопримечательностей. Имеются великолепные круизы по реке Волге, но в Турции о них вообще нет никакой информации. Очень важен и сервис, но хочу отметить: в последнее время обслуживание гостей у вас капитально улучшилось.

Директор турецкого ­VIP-агентства ­«Аида Турс» Адвийе Бергеманн.
Директор турецкого ­VIP-агентства ­"Аида Турс" Адвийе Бергеманн. Фото: АиФ/ Георгий Зотов

В Стамбуле находится гигантское количество отелей — в европейской части бывшей турецкой столицы их больше тысячи. Можно приезжать даже без брони — зайти в любой и поторговаться. Конкуренция снижает цены, гостиничный персонал готов буквально драться за клиентов. У нас такое есть далеко не везде — скажем, в Калмыкии или Кабардино-Балкарии удобное размещение за нормальную цену ещё поискать. В Стамбуле, если останавливаешься больше 5 дней, часто дают бонус — бесплатный зав­трак или трансфер из аэропорта. А наши работники туриндустрии о бонусах в принципе понятия не имеют. Турецкие власти также всячески способ­ствуют развитию внутреннего туризма: что здорово помогло республике в месяцы пандемии, когда закрылись границы. «По Турции летает много авиакомпаний-„дискаунтеров“ с низкими ценами на билеты, — объясняет Адвийе Бергеманн. — Рейс в одну сторону иногда предлагают за 600 руб. Поэтому люди принялись летать просто на обед в „гастрономическую столицу“ — город Газиантеп, где готовят потрясающие блюда». А ведь Турция — небогатая страна, я убеждался в этом, будучи в маленьких селениях: люди живут куда скромнее, чем в России. Тем не менее у нас в другие города обедать не летают.

«Сжирают конкуренты»

В 2019 г. Турцию посетил 51 млн (!) иностранных туристов, Россию — только 5,5 млн заграничных гостей. Как уверен глава турагентства «Анталья» Мехмет Ордоглу, никогда нельзя останавливаться на дос­тигнутом. «У России огромный потенциал. Но если она получит миллионы китайских туристов и решит успокоиться — это неправильно. Мода на туризм быстро меняется, сегодня популярна одна страна, завтра — другая. Будь у нас одни пляжи, нас бы сожрали конкуренты». С этим мнением согласна и Адвийе Бергеманн: "Из-за пандемии коронавируса в прошлом году границы были закрыты: в частности, в государствах Евросоюза... Турция открылась в числе немногих направлений. К нам на курорты Бодрума прилетели очень богатые люди, олигархи из России, и все были крайне удивлены: гостиницы и сервис лучше Лазурного Берега во Франции, отдых — потрясающий, еда замечательная. А они представляли себе Турцию сплошным вещевым рынком для ­"челноков", как 25 лет назад. России тоже пора воспользоваться интересом к ней и попробовать ­сменить имидж«.

Фото: АиФ/ Георгий Зотов

В разгар пандемии Турция действовала весьма энергично. И ранней весной, и поздней осенью в республике вводили жёсткий карантин, были закрыты все магазины (кроме продуктовых), не работали рестораны. Но едва потеплело — турки сразу же разрешили въезд туристов. Таких мер безопасности я не видел нигде — в самолётах «бюджетных» авиакомпаний в ряду из трёх кресел одно место всегда пустовало («социальная дистанция»), в гостиницах общались с клиентами, отгородившись стеклом. В любимых туристами из РФ отелях типа «всё включено» еду приносили официанты, стоять в очередях запретили. То есть пока туризм всюду рушился, массово закрывались гостиницы и кафе, Турция сумела извлечь выгоду из ситуации. Ещё одна вещь, обеспечиваемая турками, — безопасность гостей. В стране для разрешения проблем курортников работает специальная «туристическая полиция». Если вас обманули в магазине, «кинули» в такси, предоставили не тот номер в отеле — можно обращаться туда.

«Обманывают в Европе»

На примере Турции следует учитывать — массовый туризм, к сожалению, портит страну. Если клиентов много, в кафе начинают готовить хуже, пририсовывать к счёту проценты за обслуживание, таксисты возят пассажира кругами, накручивая счётчик, сотрудники отелей спят на ходу. А чего, этот турист уедет, так другой заявится — их же много. Особенно такими вещами страдают Анталья и Стамбул — главные центры притяжения иностранцев в Турции. «Я честно скажу: так, как меня обманывали в Европе, меня не обманывали нигде, — смеётся Адвийе Бергеманн. — Да, в крупных городах Турции такое иногда случается. Скажем, я люблю торговаться на базаре, для меня это словно спорт, а некоторых туристов подобные вещи раздражают. Но надо различать мегаполисы и небольшие местечки. Тут Турция — как Россия: вы поезжайте на 20 км от Измира, постучитесь в любой деревенский дом и попросите воды: вас примут как дорогого гостя, пригласят за стол. Я уверена: и русскому гостеприимству ничего не грозит даже при серьёзном развитии туризма — то, что давно есть в душе и сердце, обычно не исчезает».

Фото: АиФ/ Георгий Зотов

Турция кажется настолько продвинутой туристической страной, что думаешь: такое здесь было всегда. Но нет, ещё 40 лет назад с туризмом у нашего южного соседа дела обстояли откровенно неважно. Наша экономика серьёзно пострадала от пандемии, рост цен на какие-то продукты приходится сдерживать административными мерами, а уж про существенное повышение пенсий и зарплат рекомендуют пока забыть. Знаете ли, довольно обидно: у нас под ногами лежат миллиарды долларов, а мы ленимся их поднять, хотя после окончания эпидемии по всему миру произойдёт резкий скачок туризма. Россия могла бы стать главным туристическим направлением мира и для иностранных гостей, и для своих граждан. Пример Турции, каковую отныне сложно представить без туристов, показывает — нет ничего невозможного. Надо просто нагнуться и поднять ­деньги.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах