Примерное время чтения: 6 минут
292

Цифровой паспорт маркировки. Зачем в России вводится новая мера контроля

Виталий Белоусов / РИА Новости

С 1 июля в России будет обязательной цифровая маркировка обуви, табака и лекарств. Задача системы — отсечь опасную для здоровья продукцию. Причем в долгосрочной перспективе покупатели останутся только в выигрыше — на честном конкурентном рынке цены сдерживаются, а качество при этом повышается.

Ежегодно россияне тратят триллионы рублей на повседневные нужды — еду, одежду, обувь, игрушки, лекарства. Эти траты — один из двигателей всей экономики. Только в первом квартале оборот розничной торговле превысил 8 трлн рублей, а за весь 2019 год — боле 33,5 трлн. Примерно половина — около 48% — пришлись на продукты и табачные изделия, остальное — непродовольственные товары.

Но это лишь официальные сухие цифры. По тому, что находится за официальной статистикой, можно иметь лишь определенное представление. При этом достаточно впечатляюще выглядит масштаб контрафактной продукции и контрабанды. Например, в Брянске раскрыли целую банду, годами поставлявшую белорусские сигареты в точки по всей России. Новости МВД поражают: в Ленинградской области накрыли целое производство, где изъято 40 тонн сырья, 230 тыс. пачек сигарет и более 1 млн акцизных марок с признаками подделки, а на рынке в Майкопе — 25 тыс. пачек. И это лишь у одной предпринимательницы.

Эксперты предполагают, что мошенники, зарабатывающие на контрабанде и контрафакте, не гнушаются нарушением и других правил. Куда идут «серые» потоки наличных от таких продаж, можно только догадываться.

При этом если государство всячески старается поддерживать семьи с детьми, мошенники на них наживаются. Потому что знают — родители детям редко отказывают. А цифры по некоторым товарным категориям запредельные. Например, оборот поддельных игрушек в России вырос в три раза — до 30 млрд рублей при аналогичном показателе для легального рынка 100 млрд рублей. Такие данные содержатся в недавнем исследовании BrandMonitor, которое цитировал «Коммерсантъ».

«Наш потребитель, родители, без уважения относятся к интеллектуальной собственности создателей или не задумываются об этом. Часто родители доверяют и считают, что для детей не могут сделать плохое. Кроме того, у нас совершенно разные доходы у семей с детьми. Кто-то хотел бы купить оригинал, но банально не хватает денег. Самое важное — безопасна ли игрушка, которую мы покупаем, для ребенка. Очень часто производители контрафакта экономят на безопасности. В целом мы идем по пути цифровизации. В конце-концов на каждой игрушке появится маркировка, которая позволит выявить контрафакт», — сказала в интервью радио Sputnik президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонина Цицулина.

По словам эксперта, в России есть много легальных производителей недорогих игрушек. Они соблюдают техрегламенты и нормативы. С одеждой и обувью, кстати, дела обстоят так же.

Если на сайте МВД вбить в поиске слово «контрафактный», то, пожалуй, самый популярный после табака и алкоголя такой товар — обувь и одежда. В прошлом году в BrandMonitor посчитали, что около трети только рынка кроссовок приходится на нелегальный оборот. А это 77 млрд рублей. Впрочем, все эти цифры — лишь оценки. Но представители органов власти и участники рынка сходятся в одном — объемы нелегального оборота большие.

И сталкиваются с некачественным или попросту контрафактным товаром обычные люди. Причем продавцы не стесняются публиковать объявления о продаже, например, обуви прямо в квартирах — прямо в обычных коридорах доверчивым людям за приличные деньги предлагают по сути «обувь из стоков». Схема простая: покупатель платит переводом, забирает кроссовки или туфли, а уже дома видит — пара-то разваливается. С продажами через соцсети такой вариант идеален — можно просто заблокировать обманутого человека, ему остается только гневные посты писать. Такое, кстати, происходит не только с обувью. В соцсетях есть целые группы по продаже духов «по скидке» — и «Диор», и «Шанель». Что зачешется от такого парфюма — можно только гадать.

«Я считаю, что это (цифровая маркировка. — прим.ред.) хорошо для бизнеса, очистит рынок — еще очень много „серого“ на рынке. Вот сейчас с 1 июля (обязательная маркировка обуви), решили в очередной раз не отодвигать эту дату, я приветствую этот момент», — говорил основатель и президент сети магазинов одежды Baon Илья Ярошенко в ходе прямого эфира с основателем «Эвотора» Андреем Романенко.

Андрей Романенко в свою очередь указал на то, что обеление нужно не только фэшн-индустрии, но и продуктам питания — это залог здоровья нации.

«Сейчас нужно сделать так, чтобы большие объемы нелегальной продукции, которые сделали менее конкурентоспособным наш отечественный потенциал легкой промышленности, минимизировались, чтобы минимизировалось поступление таких товаров, особенно из Китайской народной республики. Для этого маркировку надо вводить (мы договорились об этом), бороться с контрафактом таможенными мерами», — высказывал тревогу министр финансов РФ Антон Силуанов на совещании с президентом РФ о ситуации в легкой промышленности.

Неслучайно именно сигареты и обувь, наряду с лекарствами, станут первыми категориями товаров, которые государство намерено прослеживать по всей цепочке и контролировать по продаже на кассе. Срок — 1 июля. С 1 января следующего года дойдет очередь до изделий легкой промышленности (блузки, кожаные изделия, постельное белье и т. п.). Для этого на товары наносится уникальный код Data Matrix — прямо на производстве или при импорте. И если сейчас покупателю сложно разобраться, какие свойства, например, у пары обуви или кофточки, то теперь можно будет все данные проверить в мобильном приложении, которое назвали Честный знак. Оператором системы, которая создается за частные средства без затрат бюджета (250 млрд руб.), является Центр развития перспективных технологий, организованный ЮСМ и Ростехом.

И обувщики, и табачники надеются, что с маркировкой «серый» рынок будет сжиматься. А проверка данных, вшитых в код, значит, что покупатель сможет голосовать рублем — покупать только то, что легально или подходит именно ему.

Поскольку производители уже давно подготовились к нововведению и смогли оптимизировать свои бизнес-процессы, то на ценах это не сказалось.

«Мы отпускные цены не изменяли, маркировка вошла в структуру себестоимости продукции», — говорил ранее заместитель гендиректора «Парижской коммуны» Артем Сарксян.

Впрочем, заработать дерматит от фенольной обуви или одежды ни за маленькие, ни за большие деньги — а подделывают и известные бренды — никто не хочет. Так что здесь маркировка — гарантия легальности, соблюдения техрегламентов и санитарных требований, а значит — безопасности.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах