Стоимость дизельного топлива подскочила до максимального с 2018 года значения. С начала июня цена горючего выросла на 2,21%, а по итогам торговой сессии вторника дизтопливо подорожало на 0,28%, до 52615 рублей за тонну, свидетельствуют данные Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ).
Почему на бирже дорожает горючее и вырастут ли цены на него в рознице, АиФ.ru рассказал финансовый эксперт Руслан Пичугин:
«В том, что в июне начинается рост цен на дизельное топливо, ничего удивительного нет. Это сезонное подорожание, которое происходит практически каждый год. Впереди сбор урожая и горючим запасаются агрохолдинги и фермеры.
Напомню, с марта по июнь 2019 года дизель поднялся в цене на 5,5% с 45 тысяч рублей за тонну до 47,5 тысячи рублей. В апреле прошлого года топливо стоило около 42 тысяч рублей, а к концу июня подорожало до 49 тысяч рублей за тонну, но в прошлом году были другие проблемы. В декабре 2020 года цена топлива снова опустилась к 42,5 тысячам рублей, а с начала этого года начался практически беспрерывный рост до почти 53 тысяч рублей.
Минэнерго не видит рисков для появления дефицита топлива, напомнив, что для предотвращения роста цен на дизтопливо на внутреннем рынке выше инфляции есть демпфирующий механизм. Работа демпфирующего механизма выглядит следующим образом: если экспортная цена бензина и дизельного топлива будет выше условной внутрироссийской, то государство компенсирует нефтяникам часть этой разницы, чтобы они не повышали цены внутри страны. А если российские цены окажутся выше экспортных, то нефтяники заплатят государству дополнительные налоги со сверхприбыли.
Проблема, однако, в том, что демпфирующий механизм начинает работать если цена дизтоплива становится выше инфляции, но рост стоимости топлива сам по себе разгоняет инфляцию, несмотря на то что регулятор учитывает инфляцию без топливных цен. В этом году мы получили кроме внутрироссийской инфляции еще и импорт инфляции в связи с ростом мировых цен на нефть, топливо и другое сырье. И все это способствовало разгону цен на топливо на внутреннем рынке.
Как правило, рост цен на горючее не проходит незамеченным и правительство всегда стремится принять меры. Так было с повышением цен на авиатопливо в 2006-2012-х гг. Так и в последние годы обращало внимание на цены на бензин и дизель. Сейчас вице-президент Российского топливного союза Ринат Фаттахов видит решение проблемы в регулировании биржевых продаж. Он намерен поднять вопрос о росте цен на дизтопливо 16 июня на биржевом комитете Федеральной антимонопольной службы. Хотя премия внутреннего рынка сейчас составляет примерно 2,5 тысячи рублей за тонну относительно экспорта, товара не хватает из-за увеличения потребления, а экспорт нефтяных компаний находится на высоком уровне, отмечает он.
По словам господина Фаттахова, для стабилизации цен надо увеличить норматив биржевых продаж примерно в полтора раза, либо вернуться к теме изменения демпфера.
Однако в Минэнерго готовы повысить нормативы обязательных биржевых продаж по дизтопливу всего на 1 процентный пункт, до 8,5%. А в Минфине, по сообщению некоторых СМИ, только напомнили, что рассматриваемый Госдумой законопроект уже предусматривает изменения механизма по дизтопливу с 2022 года.
Так что возможно потребителям дизельного топлива придется смириться с нынешним ростом цен и ждать их сезонного снижения после завершения уборки урожая. Механизмы демпфирования, налоги на сверхдоходы, экспортные пошлины и даже чрезвычайные меры не работают в российской экономике — исторически цена на топливо только росла даже в периоды значительного снижения нефтяных цен».