Примерное время чтения: 3 минуты
500

Биржевые цены на дизтопливо на максимуме. Подорожает ли горючее в рознице?

Стоимость дизельного топлива подскочила до максимального с 2018 года значения. С начала июня цена горючего выросла на 2,21%, а по итогам торговой сессии вторника дизтопливо подорожало на 0,28%, до 52615 рублей за тонну, свидетельствуют данные Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ).

Почему на бирже дорожает горючее и вырастут ли цены на него в рознице, АиФ.ru рассказал финансовый эксперт Руслан Пичугин:

«В том, что в июне начинается рост цен на дизельное топливо, ничего удивительного нет. Это сезонное подорожание, которое происходит практически каждый год. Впереди сбор урожая и горючим запасаются агрохолдинги и фермеры. 

Напомню, с марта по июнь 2019 года дизель поднялся в цене на 5,5% с 45 тысяч рублей за тонну до 47,5 тысячи рублей. В апреле прошлого года топливо стоило около 42 тысяч рублей, а к концу июня подорожало до 49 тысяч рублей за тонну, но в прошлом году были другие проблемы. В декабре 2020 года цена топлива снова опустилась к 42,5 тысячам рублей, а с начала этого года начался практически беспрерывный рост до почти 53 тысяч рублей. 

Причины подорожания всегда назывались разные, но в условиях повышения спроса на дизель в основе роста всегда лежит ограниченное предложение. Вот и сейчас горючего не хватает. Во-первых, из-за привлекательности экспорта: в Европе выросли цены на дизель и бензин. Во-вторых, часть нефтеперерабатывающих заводов находится на профилактическом ремонте. Ремонтируются НПЗ в Астрахани, Ачинске, Самаре. В конце июня запланирован ремонт на НПЗ „Танеко“ в Нижнекамске. 

Минэнерго не видит рисков для появления дефицита топлива, напомнив, что для предотвращения роста цен на дизтопливо на внутреннем рынке выше инфляции есть демпфирующий механизм. Работа демпфирующего механизма выглядит следующим образом: если экспортная цена бензина и дизельного топлива будет выше условной внутрироссийской, то государство компенсирует нефтяникам часть этой разницы, чтобы они не повышали цены внутри страны. А если российские цены окажутся выше экспортных, то нефтяники заплатят государству дополнительные налоги со сверхприбыли. 

Проблема, однако, в том, что демпфирующий механизм начинает работать если цена дизтоплива становится выше инфляции, но рост стоимости топлива сам по себе разгоняет инфляцию, несмотря на то что регулятор учитывает инфляцию без топливных цен. В этом году мы получили кроме внутрироссийской инфляции еще и импорт инфляции в связи с ростом мировых цен на нефть, топливо и другое сырье. И все это способствовало разгону цен на топливо на внутреннем рынке. 

Как правило, рост цен на горючее не проходит незамеченным и правительство всегда стремится принять меры. Так было с повышением цен на авиатопливо в 2006-2012-х гг. Так и в последние годы обращало внимание на цены на бензин и дизель. Сейчас вице-президент Российского топливного союза Ринат Фаттахов видит решение проблемы в регулировании биржевых продаж. Он намерен поднять вопрос о росте цен на дизтопливо 16 июня на биржевом комитете Федеральной антимонопольной службы. Хотя премия внутреннего рынка сейчас составляет примерно 2,5 тысячи рублей за тонну относительно экспорта, товара не хватает из-за увеличения потребления, а экспорт нефтяных компаний находится на высоком уровне, отмечает он. 

По словам господина Фаттахова, для стабилизации цен надо увеличить норматив биржевых продаж примерно в полтора раза, либо вернуться к теме изменения демпфера. 

Однако в Минэнерго готовы повысить нормативы обязательных биржевых продаж по дизтопливу всего на 1 процентный пункт, до 8,5%. А в Минфине, по сообщению некоторых СМИ, только напомнили, что рассматриваемый Госдумой законопроект уже предусматривает изменения механизма по дизтопливу с 2022 года. 

Так что возможно потребителям дизельного топлива придется смириться с нынешним ростом цен и ждать их сезонного снижения после завершения уборки урожая. Механизмы демпфирования, налоги на сверхдоходы, экспортные пошлины и даже чрезвычайные меры не работают в российской экономике — исторически цена на топливо только росла даже в периоды значительного снижения нефтяных цен».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах