Примерное время чтения: 7 минут
1491

Безмятежный рост. Эксперт объяснил, почему в регионах РФ подорожал бензин

В России подорожал бензин, что вызвано уменьшением его производства и ростом экспорта. Решить проблему хотят увеличением нормативов продажи топлива на бирже. 

Объясняем, как увеличились цены и какие меры принимают, чтобы остановить рост. 

Как бензин дорожает?

В конце июня из-за мятежа жители нашей страны пристально следили за стоимостью топлива на заправках. По данным Росстата, с начала по конец тревожной недели особых скачков розничных цен не было, и они росли примерно так же, как это было в течение всего месяца. За первую неделю июня бензин стал дороже в среднем на 16 копеек, за вторую и третью каждый раз прибавлял по 18 копеек, а по итогам четвёртой вырос ещё на 22. В итоге с 29 мая по 26 июня набежало 74 копейки. Средние розничные цены на дизель тоже всё время увеличивались — всего за месяц он стал дороже на 14 копеек.

За «мятежную» неделю больше всего (на 1,4-1,5%) бензин подорожал на Алтае, в Чечне, Татарстане, Костромской и Рязанской областях. 

Языком цифр
С 19 по 26 июня средние цены на Аи-92 в стране выросли на 20 копеек и составили 48,32 рубля за литр. Цены на Аи-95 увеличились на 24 копейки — до 52,72 рубля. Стоимость Аи-98 поднялась на 23 копейки, составив 63,15 рубля. Дизтопливо стало дороже на 4 копейки — 58,31 рубля. На наблюдаемых АЗС в Москве АИ-92 можно было купить по цене от 47,09 до 49,99 рубля, АИ-95 стоил от 51,99 до 56,89 рубля, АИ-98 и выше — от 62,60 до 66,19 рубля за литр.

Большой ажиотаж на бензин 24 июня наблюдался в некоторых субъектах России и особенно на Дону. На заправках собирались длинные очереди, несмотря на сообщения властей о достаточном запасе топлива на нефтебазах и его поставках на АЗС в плановом режиме. Но о резких изменениях цен в Ростовской области не сообщалось, и их не видно в официальной статистике. По данным Ростовстата, с 19 по 26 июня потребительские цены на бензин и дизельное топливо в регионе выросли примерно так же, как неделей ранее. В последний понедельник месяца средняя цена одного литра 92-го бензина на Дону составляла 48,67 рубля, 95-го — 54,34 рубля, 98-го — 62,59 рубля, дизельное топливо стоило 55,46 рубля. А неделей ранее, 19 июня, было 48,47; 54,11; 62,27 и 55,29 соответственно.

В пределах инфляции

В соседнем для Ростова Краснодарском крае в последний понедельник июня средняя цена 92-го бензина была 48,81 рубля за литр, 95-го — 54,07 рубля, 98-го — 63,24 рубля, дизельное топливо стоило 55,37 рубля. За неделю до этого стоимость тех же марок топлива на Кубани составляла 48,62; 53,89; 63,05 и 55,23 соответственно. По словам специалистов, цена топлива в регионах страны всегда отличается в первую очередь из-за разной стоимости доставки с нефтеперерабатывающих заводов.

«На Кубани бензин и дизель из-за логистики стоят дешевле, чем во многих других регионах, — говорит руководитель топливной компании Иван Веселов. — В Краснодарский край в основном возят топливо с Волгоградского, Московского, Астраханского и Самарского заводов. Но изменяются цены везде примерно одинаково по стране — исходя из котировок на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже. За последнее время цена выросла не так сильно, не критически. Как и говорят в Минэнерго России, в процентном отношении увеличение идёт в пределах инфляции».

По словам эксперта, компания которого занимается поставками нефтепродуктов с использованием топливных карт, динамика изменения цен на бензин и дизтопливо пока примерно вписывается в рамки 2021 и 2022 годов. Он также отмечает, что с начала года до конца весны они практически стояли на месте. Рост отчасти можно объяснить сезонным фактором. В тёплое время года многие нефтеперерабатывающие заводы на время приостанавливают свою работу для проведения реконструкции, что может приводить к всплескам стоимости из-за снижения объёма продукции на рынке. 

По данным Минэнерго РФ, первая волна сезонных плановых ремонтов НПЗ сейчас завершается, и производство постепенно стабилизируется. В июне нефтяные компании увеличили поставки бензина на внутренний рынок, но в целом, по состоянию на конец месяца, они были на несколько процентов ниже уровня прошлого года. Большинство экспертов также во многом связывают такую картину с увеличением поставок нефтепродуктов за рубеж.

Как менялись цены в регионах РФ?
По информации Росстата, в июне цены на автомобильный бензин росли в 72-75 регионах страны. В разные моменты они заметнее всего повышались в Магаданской, Костромской, Рязанской областях, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, республиках Тыва, Дагестан, Чечня, Татарстан, Алтай. В этих субъектах отмечались подорожания топлива на 1,5-3,5% за одну неделю. В Москве и Санкт-Петербурге цены на автомобильный бензин повышались в пределах 0,2-0,4% каждые семь дней. Удешевление в июньских сводках Росстат отметил только раз — на 0,1% в Тверской области.

Экспортный фактор

«Россия начала экспортировать топливо, а когда это случается, происходит подорожание внутри страны, — объясняет Иван Веселов. — Если продажа какого-то товара за границу увеличивается, то, естественно, здесь его становится меньше. Повышение спроса всегда отражается на стоимости. В целом за последнее время оптовые цены на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже поднялись, и они повлияли на розницу. Также нужно учитывать влияние и мировых цен на топливо. При этом важно понимать, что экспорт в любом случае необходим, поскольку он помогает наполнять федеральный бюджет и исполнять социальные обязательства государства». 

Сейчас власти принимают необходимые меры для стабилизации цен. В середине июня стало известно, что Федеральная антимонопольная служба направила письма девяти нефтяным компаниям с требованием нарастить объемы продаж бензинов на бирже для уменьшения неудовлетворенного спроса. При отсутствии нужной реакции это могут расценить как нарушение закона о защите конкуренции и возбудить антимонопольные дела. А в конце июня ФАС сообщила о том, что разработала документы об обязательном увеличении нормативов продажи нефтепродуктов на бирже.

«Это позволит увеличить объём поставок бензинов и дизеля и удовлетворить внутренний спрос. После принятия приказа и проекта постановления правительства РФ обязательный норматив продаж на бирже для бензина станет 13%, а дизеля — 9,5%», — сказано в сообщении антимонопольной службы.

По мнению Ивана Веселова, меры ФАС и правительства России помогут увеличить объём поставок топлива на внутренний рынок и не дадут ценам сильно вырасти. При этом он считает, что они в любом случае будут изменяться примерно в рамках инфляции, как и всегда. По опыту прошлых лет это в среднем около 5 рублей в год.

Как сообщил ТАСС, Минэнерго не рассматривает возможность запрета экспорта бензина и может лишь рекомендовать компаниям снизить объем таких поставок.

Топлива достаточно

Инициатива ФАС о увеличении объемов продажи нефтепродуктов на бирже никак не отразится на ценах на заправках, уверен заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов

«Этого не произойдет хотя бы потому, что в мае, июне на бирже уже продавалось больше нефтепродуктов, чем планирует установить антимонопольный комитет, — отмечает эксперт. — На стоимость бензинов главным образом влияют налоги, а также обязательство нефтяных компаний повышать цены на своих АЗС-сетях строго в рамках инфляции. Конечно, котировки на бирже тоже важны, но они в первую очередь влияют на маржинальность автозаправочного бизнеса. Если на заправках, принадлежащих крупной нефтекомпании, цены растут в пределах инфляции, то владельцы независимых АЗС вне зависимости от биржевых котировок будут вынуждены также сдерживать рост цен, иначе они попросту останутся без клиентов.

На текущий момент темпы повышения стоимости топлива, в первую очередь бензинов, не выходят за рамки инфляции. Причины этого роста кроются в мае, когда одновременно сошлось сразу несколько факторов. Сначала некоторые аналитики и участники рынка неверно истолковали значение изменений выплат в рамках демпферного механизма, ошибочно спрогнозировав падение нефтепереработки. Под влиянием этих выводов многие владельцы заправок решили закупиться впрок, и спровоцировали ажиотажный спрос в первую очередь на бензин марки АИ-95, что и толкнуло цены вверх. Причем произошло это на фоне остановки части предприятий нефтепереработки на плановый ремонт и начала высокого сезона, когда многие россияне отправляются в отпускные автопутешествия, что лишь усилило ажиотаж и разогрело цены.

На самом деле Россия полностью обеспечивает себя всеми видами нефтепродуктов, и каких-то поводов для их подорожания нет. И экспорт не угрожает внутреннему рынку — внешним потребителям мы традиционно отгружаем примерно 10% от общего производства, этот объем не может как-то кардинально повлиять на внутреннюю конъюнктуру. Когда острая фаза ажиотажного спроса на бензин кончится, биржевые котировки того же АИ-95 опустятся ниже 60 тыс. руб. за 1 тонну. А чтобы это произошло быстрее, нужно выстраивать коммуникацию между органами государственной власти, участниками рынка и населением. Кроме того, нужна реформа налогообложения, приводящая фискальную систему в соответствие с реалиями сегодняшнего дня. На будущее, возможно, государству стоит создать запасы бензина, сглаживающие пики сезонного спроса».

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах