57

Где «спасается» отечественный производитель

Накануне Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект о создании инновационного комплекса в подмосковном Сколково. Так называемый «инноград» должен стать центром развития научной мысли и технологий в России и продвинуть вперёд всю российскую экономику. Кроме того, депутаты выразили надежду, что инноград будет своеобразным «приютом» как для русских умов, так и для русских производителей. Ведь сейчас (и это ни для кого не секрет) отечественные учёные вынуждены реализовывать свой потенциал за границей, а производители и предприниматели не справляются с конкуренцией более «продвинутых» иностранных бизнесменов.

Между тем, вложения в столь масштабную инициативу тоже, как ни странно, будут немаленьким. Как заявил президент Фонда развития центра разработки и коммерциализации новых технологий Виктор Вексельберг, только в ближайшие три года затраты на инноград могут составить до 60 миллиардов рублей. При этом, когда вернутся эти деньги и какой «выхлоп» получит от этого экономика в целом, пока не известно. Некоторые эксперты довольно скептически относятся к большим надеждам, возлагаемым на модернизацию, и считают, что основные достижения научных разработок всё равно будут уходить за рубеж.

— Стоимость новых идей и разработок в условиях медленного восстановления мировой экономики будет довольно низкой, — предположил в интервью AIF.RU главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин. — Кроме того, продавая эти идеи за рубеж, Россия, собственно, будет укреплять конкурентные позиции других стран, в которых по-прежнему дешевле производить.

Таким образом, российские учёные, может, и получат площадку для воплощения своих идей, а вот российские производители и предприниматели по-прежнему рискуют остаться не удел. И даже разработанные модернизационные проекты, скорее всего, обойдут их стороной.

— Российские предприятия — 30% из которых убыточны по официальной статистике — просто не имеют средств на модернизацию, — констатирует Осин.

При этом качество российской продукции отнюдь не уступает заграничной: проблема в том, что устаревшие технологии увеличивают издержки производства в разы. Более того, сейчас мало кто может похвастаться даже доступом на рынок в пределах России, и в результате произведённую продукцию просто некуда сбывать. Контракты с торговыми сетями либо заняты, либо непомерно дороги, а собственная торговая точка — это затраты на аренду, содержание и бюрократические проволочки.

В Европе и Америке эта проблема решается просто: там во многих городах местные власти обязаны раз в неделю предоставлять локальным производителям торговые площади, причём кое-где — даже бесплатно. У нас своеобразным аналогом стали «ярмарки выходного дня» — но и тут не срослось. Спустя примерно год существования такого формата, правозащитники забили тревогу: мол, торгуют на ярмарках зачастую иностранные перекупщики, а качество их продукции вдобавок никто не проверял. А значит страдают не только ущемлённые продавцы, но и, самое главное, — покупатели.

Где же ещё «спрятаться» российскому бизнесмену? Вариантов осталось немного. Около двух лет назад в среде столичных чиновников появилась идея построить специальные комплексы на окраинах Москвы, предназначенные для мелкой потребительской торговли. Объёмы вложений опять же оценивались в миллиарды, а вот расчетная цена аренды оказалась чересчур внушительной для скромных российских предпринимателей. В то же время, на тот момент в столице уже существовали подобные центры — объекты формата торгово-ярмарочных комплексов типа «Москвы», — которые давно приютили российских производителей и продавцов.

Пример люблинского ТЯК «Москва» в этом смысле показателен. Работающий в качестве мультифункционального комплекса — и торгового, и развлекательного — он при этом стал оптимальной площадкой для реализации товаров отечественных производителей. Предприниматели имеют возможность нормально работать на ряду с иностранными конкурентами, а за качеством этой деятельности следит как администрация комплекса, так и городские надзорные службы. Такое сотрудничество обеспечивает защиту потребителя — раз, и здоровую конкурентную среду, способствующую развитию российского малого бизнеса, — два.

В итоге, не удивительно, что центры, подобные «Москве», стали одними из немногих мест в столице, где можно найти российские товары по приемлемым ценам. Сюда едут производители из Иваново, Мурома, Нижнего Новгорода, Шуи, Удмуртии и Красноярска, немало и московских фирм по производству одежды. А главное, что и покупатели съезжаются со всей страны: как ни парадоксально, но, чтобы купить продукцию регионального производителя, приходится за сотни километров ехать в столицу.

Благо, торговые площади ТЯК позволяют принять и российских арендаторов, и тысячи посетителей каждый день. Территория постоянно благоустраивается и оптимизируется под нужды клиентов, появляются новые парковки, пункты питания — и при этом, без многомиллиардных бюджетных вливаний, а только силами администрации «Москвы». И всё равно доля отечественных продавцов в последнее время стала больше. Видимо, предприниматели сумели выбраться из экономического кризиса, не дожидаясь строительства Сколкова, а работая там, где для этого уже есть все условия.

Смотрите также:

Оставить комментарий (4)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах