Примерное время чтения: 5 минут
114890

Минск ищет выгоду. Белоруссия отказывается продавать России дешёвый бензин

Белоруссия отказывается поставлять в Россию дешёвый бензин по согласованным между сторонами объёмам. Об этом пишет газета «Ведомости», ссылаясь на трёх федеральных чиновников и источник, которые знакомы с ходом переговоров между Москвой и Минском.

По информации издания, на этой неделе состоится очередной раунд переговоров по этому вопросу между вице-премьером Аркадием Дворковичем и его белорусским коллегой Владимиром Семашко.

Белорусские НПЗ «не летают»

Поставка дешёвой нефти из России в Белоруссию и поставка дешёвого бензина из Белоруссии в Россию — одна из договорённостей между сторонами в рамках создания с 2015 года Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Вообще, Москва не первый год «помогает» Минску с точки зрения поставок нефти. С 2008 года наша страна беспошлинно экспортирует белорусским партнёрам нефть, а те в ответ обязуются вернуть часть «чёрного золота» в виде нефтепродуктов.

В прошлом году РФ согласилась уменьшить размер изъятий пошлин от экспорта нефтепродуктов из белорусского бюджета. Напомним, ранее Минск беспошлинно покупал нефть у Москвы, но возвращал России пошлины, если экспортирует свои нефтепродукты в страны, не входящие в Таможенный союз. В 2013 году соответствующие перечисления в бюджет РФ от Белоруссии составил 3,3 млрд долларов. В рамках евразийской интеграции российские власти готовы пойти на то, чтобы часть пошлин осталась в республике. По оценке Александра Лукашенко, это будет порядка 1,5 млрд долларов. Проще говоря, на эту сумму Россия просубсидирует белорусский бюджет. Стоит отметить, что отмены изъятий пошлин Лукашенко добивался давно и говорил, что если бы эти деньги оставались бы в его государстве, он «построил бы в Белоруссии Эмираты».

Объёмы поставляемого российского топлива и белорусского бензина согласовываются ежегодно. Например, в этом году страны должны были поставить друг другу 23 млн тонн и 1,8 млн тонн соответственно.

Но исполнению договорённостей Москвы и Минска помешала девальвация российской валюты. Из-за ослабления рубля стоимость нефтепродуктов в РФ стала ниже экспортного паритета (экспортная цена минус пошлина и расходы на транспорт). Теперь Белоруссии стало выгоднее экспортировать бензин в другие страны.

Отказываясь поставлять в РФ оговорённые объёмы нефтепродуктов, представители Минска ссылаются на протокол, согласно которому Белоруссия вправе инициировать консультацию о временном прекращении экспорта в Россию бензина, при условии если стоимость нефти на рынке РФ опустится ниже паритета.

По данным Thomson Reuters Kortes, на которые ссылаются «Ведомости», на 12 марта одна тонна бензина марки Аи-92 на Московском нефтеперерабатывающем заводе с поставкой на российском рынке продавалась за 34 350 рублей. Экспортный паритет составляет 41 239 рублей. При таких ценах экономика белорусских НПЗ «не летает», отмечает собеседник издания. При этом, по данным за 9 марта, белорусы продавали тот же Аи-92 Новополоцкого НПЗ по 40 980 рублей за тонну. 13 марта стоимость бензина выросла уже до 41 700 рублей.

Единство отошло на второй план

Нежелание белорусов экспортировать в Россию свои нефтепродукты — это вполне рабочая ситуация, которая пока не переросла в конфликт, отмечает старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова.

«После обвала российского рубля к марту на 59% в годовом исчислении сложно говорить о том, что Белоруссия ищет в российских контрактах какую-то прибыль: её уже почти нет. Минску действительно сейчас значительно выгоднее работать с Европой. В этих соглашениях большую роль ранее играла политика, ведь у РФ и Белоруссии множество общих целей. Однако сейчас это единство отходит на второй план, на авансцену выходят денежные убытки. Пока сложно говорить о том, будет ли в России дефицит бензина, если Белоруссия сократит поставки ГСМ. РФ в состоянии обеспечивать себя нефтепродуктами и самостоятельно. Минску будет сложнее приспособиться к ситуации, если Москва в ответ снизит поставки нефти. Другое дело, что все цифры прописаны в контрактах, и обойти эти договорённости будет непросто», — пояснила Бодрова АиФ.ru.

В свою очередь руководитель аналитического департамента ФК AMarkets Артём Деев отмечает, что Россия вправе потребовать возврата существенной части белорусских нефтепродуктов на российский рынок, поскольку за счёт Москвы Минск получил возможность экономить несколько миллиардов долларов.

«Сейчас, когда окончательно реализуется налоговый манёвр в нефтегазовой сфере, предполагающий практически двукратное снижение экспортных пошлин за счёт постепенного и компенсирующего роста НДПИ, подобные отношения с Белоруссией более чем логичны. Напомню, что Белоруссия перечисляла в бюджет РФ около $4 млрд пошлин от экспорта нефтепродуктов, выработанных из поставленной беспошлинно российской нефти. В связи с проведением налогового манёвра Белоруссия сможет оставить весь объём пошлин на нефтепродукты, однако резко увеличит обязательные поставки нефтепродуктов в Россию. Другими словами, РФ вправе требовать возврата существенной части белорусских нефтепродуктов на российский рынок, ведь, по сути, Белоруссия получила возможность экономить несколько миллиардов. Поэтому белорусское топливо лучше рассматривать как хорошее подспорье, для получения которого Россия сама создала отличные возможности», — подчёркивает Деев.

Оцените материал
Оставить комментарий (22)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах