1930

Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год (тезисы)

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13. Как побороть тяжкие весенние недуги 25/03/2009

Свои предложения Правительству можно направить на сайт www.premier.gov.ru/anticrisis/ или по адресу: 103274, Москва, Краснопресненская наб., д. 2, стр. 2.

1. Приоритеты программы антикризисных мер

Глобальный экономический кризис приводит во всех странах мира к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения.

У воздействия глобального экономического кризиса на Россию есть свои особенности, связанные с накопленными деформациями структуры экономики, недостаточной развитостью ряда рыночных институтов, включая финансовую систему.

Основная проблема российской экономики — до сих пор очень высокая зависимость от экспорта природных ресурсов.

Вторая проблема — недостаточная конкурентоспособность несырьевых секторов экономики. Когда начались проблемы в сырьевых секторах, не нашлось отраслей, способных «поддержать» экономику. Более того, проблемы от сырьевых отраслей начали распространяться на смежные.

Третья проблема — недостаточная развитость финансового сектора, банков. Национальная экономика в последние годы развивалась во многом за счет внешних источников — высоких цен на сырье, «дешевых» кредитов иностранных банков, теперь России для выхода из кризиса и обеспечения долгосрочного устойчивого развития необходимо найти внутренние источники роста.

В октябре — декабре 2008 года, когда мировой экономический кризис начал оказывать серьезное воздействие на российскую экономику, Правительство начало реализацию антикризисных мер. Антикризисные меры первого этапа позволили не допустить разрастания кризиса, его перехода в формы, угрожающие основам функционирования экономики.

В 2009 году и в последующие годы Правительство Российской Федерации намерено значительно активизировать использование всех имеющихся инструментов экономической и социальной политики в целях недопущения необратимых разрушительных процессов в экономике, подрывающих долгосрочные перспективы развития страны, обеспечивая при этом и решение стратегических задач.

Правительство будет осуществлять свою деятельность, исходя из семи основных приоритетов:

1. Публичные обязательства государства перед населением будут выполняться в полном объеме.

2. Промышленный и технологический потенциал будущего роста должен быть сохранен и усилен.

3. Основой посткризисного восстановления и последующего поступательного развития должен стать внутренний спрос.

4. Кризис — не повод отказаться от долгосрочных приоритетов модернизации страны.

5. Ответственный бизнес должен быть освобожден от давления чиновников. Правительство продолжит снижать административные барьеры для бизнеса.

6. Экономика должна опираться на мощную национальную финансовую систему.

7. Правительство и Центральный Банк будут реализовывать ответственную макроэкономическую политику, направленную как на поддержание макроэкономической стабильности, так и на создание необходимых условий, стимулов для роста сбережений населения, повышения инвестиционной привлекательности экономики, на формирование качественно иной модели экономического развития.

В условиях кризиса ключевую роль будет играть бюджетная политика Правительства. Федеральный бюджет на 2009 год имеет ярко выраженный антикризисный характер.

Велика вероятность того, что кризис будет продолжительным. Правительство учитывает эти факторы при выработке и реализации антикризисных мер и исходит из необходимости сохранения необходимого объема накопленных финансовых ресурсов для решения как антикризисных задач, так и задач стратегического развития в последующие годы.

2. Приоритеты среднесрочной политики и их соотношение с антикризисными мерами

Текущие экономические проблемы не отменяют стратегический курс Правительства, стержнем которого является модернизация.

Соответствующие приоритеты определены Правительством в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. и Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 г.

К важнейшим направлениям модернизационной политики Правительства на ближайшие годы относятся:

  • Проведение институциональных реформ, обеспечивающих устойчивое и динамическое развитие человеческого капитала;
  • Усиление роли внутреннего спроса в обеспечении экономического роста;
  • Структурное обновление экономики, ведущее к снижению зависимости производства и финансовой системы от экспорта топливно-сырьевых продуктов;
  • Последовательная демонополизация и развитие конкуренции, без чего все меры стимулирования спроса не будут эффективными;
  • Незыблемость и защита права частной собственности как основа устойчивого экономического роста. В ходе реализации антикризисных мер происходит возрастание доли государства в собственности многих стран, особенно это касается промышленности и финансового сектора. По мере стабилизации социально-экономической ситуации государство будет сокращать свою долю во владении промышленными и финансовыми активами. Будет проведена приватизация в интересах эффективного собственника. Приватизация будет проводиться по заранее известным правилам, за деньги и с обеспечением необходимой прозрачности;
  • Обеспечение макроэкономической сбалансированности, предполагающее сокращение бюджетного дефицита, снижение инфляции и процентных ставок, стабилизацию курса национальной валюты;
  • Повышение эффективности и надежности банковской системы будет еще одним приоритетом деятельности Правительства. Необходимо выработать и приступить к последовательной реализации мер по повышению международной привлекательности рубля;
  • Смягчение региональной поляризации за счет ускорения развития депрессивных и слаборазвитых регионов, развития системы стратегического управления на региональном уровне;
  • Сокращение дифференциации по уровню доходов, включая уменьшение разрыва по уровню жизни работающего и нетрудо-способного населения;
  • Развитие государственной системы здравоохранения, с тем чтобы не допустить в кризисный период ухудшения показателей здоровья населения;
  • Совершенствование правоприменительных институтов как условия эффективного функционирование экономической системы (экономических институтов);
  • Радикальное повышение инновационной активности в экономике. Стимулирование повышения энерго- и ресурсоэффективности;
  • Развитие инфраструктуры — транспортной, энергетической, информационной, создающей основу для повышения эффективности и снижения уровня издержек всех секторов экономики.

Приоритеты экономической политики модернизации также найдут отражение при формировании приоритетов бюджетной политики на 2010 и последующие годы.

3. Усиление социальной защиты населения, обеспечение гарантий социальной и медицинской помощи, государственная поддержка сферы занятости

Социальные обязательства государства перед населением, принятые до начала кризиса, будут выполнены в полном объеме. Социальные выплаты и пособия, финансируемые из федерального бюджета, будут проиндексированы с учетом нового прогноза инфляции.

В 2009 году будет реализовано ранее принятое решение о повышении среднего размера социальных пенсий до прожиточного минимума пенсионера (4294 руб. в конце года). Это означает увеличение социальных пенсий, а также базовой, гарантированной государством части трудовых пенсий на 42,8% за год, или на 25,3% сверх роста цен. Средний размер трудовых пенсий в 2009 году будет увеличен на 23,9%, или на 8,7% сверх роста цен.

Получит дальнейшее развитие национальный проект «Здоровье»:

1) Начатые в 2008 году программы развития системы оказания специализированной сосудистой помощи и совершенствования организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях будут продолжены;

2) В 2009 году начнут реализовываться мероприятия по совершенствованию онкологической помощи населению и по обеспечению противотуберкулезной помощи;

3) Будет проведена дополнительная диспансеризация работающих граждан;

4) Будет продолжен комплекс мероприятий по совершенствованию медицинской помощи матерям и детям;

5) Правительство Российской Федерации ставит своей задачей повышение уровня обеспечения населения Российской Федерации необходимыми лекарственными средствами.

В режиме немедленного реагирования Правительство Российской Федерации приняло специальные меры по снижению социальной напряженности, в первую очередь в отношении ухудшающейся ситуации на рынке труда.

1) С начала года в 1,5 раза увеличен максимальный размер пособия по безработице;

2) На высшем правитель-ственном уровне организован и проводится еженедельный мониторинг ситуации на рынке труда;

3) Федеральный бюджет выделил дополнительно 43,7 млрд. рублей на стабилизацию ситуации на рынке труда. Субъектами Российской Федерации приняты 82 региональные программы. Стоимость принятых региональных программ составляет более 25 млрд. рублей, из которых 90% составляют субсидии из федерального бюджета;

4) Объем бюджетных ассигнований, направляемых в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание социальной поддержки безработных граждан и осуществление активных программ содействия занятости безработных граждан, будет увеличен на 33,95 млрд. рублей;

5) Для обеспечения приоритетного права российских граждан на трудоустройство на вакантные и вновь создаваемые рабочие места на 2009 год в 2 раза уменьшены квоты на привлечение иностранных работников субъектам Российской Федерации по сравнению с их предложениями.

Правительство Российской Федерации совместно с банками с государственным участием и АИЖК проводит работу по реструктуризации задолженности по ипотечным кредитам для лиц, временно потерявших работу.

Правительство предпримет ряд мер по поддержке студенчества. Отдельной важной задачей будет обеспечение занятости выпускников школ, вузов и ссузов, которым наиболее сложно найти работу в условиях кризиса.

Будет оказана поддержка субъектам Российской Федерации, которые не в состоянии самостоятельно обеспечить реализацию первоочередных социальных обязательств.

4. Сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала

Правительство будет пристально следить за ситуацией на предприятиях, являющихся ключевыми для российской экономики, с тем чтобы предотвратить как массовые увольнения, так и утрату накопленного нашей экономикой за годы роста производственного потенциала.

Неэффективные предприятия не будут поддерживаться за счет средств налогоплательщиков. В то же время предприятия, повысившие в последние годы свою эффективность, инвестировавшие в развитие производства и создание новой продукции, повысившие производительность труда, но попавшие в сложную ситуацию из-за отсутствия доступа к кредитам и временного снижения спроса на их продукцию, вправе рассчитывать на поддержку государства.

Общая поддержка реального сектора и работа с системообразующими предприятиями

На федеральном уровне Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики утвержден перечень из 295 системообразующих организаций. Сформирована система мониторинга за состоянием этих предприятий. Для поддержки предприятий Правительство будет использовать такие инструменты, как дополнительная капитализация, прямая господдержка, госгарантии по кредитам.

В дополнение к федеральному перечню сформирован Перечень предприятий регионального значения (1148), мониторинг за состоянием которых ведется Минрегионом России совместно с региональными органами власти.

Для всех предприятий в 2009 году снижена налоговая нагрузка.

В части стимулирования внутреннего спроса на продукцию российских предприятий предпринят ряд мер как по расширению государственного спроса, так и по стимулированию спроса со стороны частного сектора и населения.

1) Приняты дополнительные меры по развитию целевого кредитования предприятий под расчеты за поставленную продукцию (факторинг);

2) Увеличен объем государственной поддержки экспорта промышленной продукции (до 6 млрд. руб.);

3) До 1 января 2011 года приостановлено требование о предоставлении обеспечения исполнения обязательств в размере не менее 100 процентов при предоставлении государственных гарантий субъектов Российской Федерации;

4) Государственный спрос на продукцию и услуги российских предприятий будет также поддерживаться через реализацию запланированных инвестиционных проектов в сфере транспорта, телекоммуникаций и т. д., реализуемых в рамках ФЦП и ФАИП, крупных инфраструктурных проектов Инвестфонда.

Правительство примет меры по стимулированию инновационной активности в экономике.

1) Для стимулирования част-ных инвестиций в инновации Правительство выработает ряд предложений, в том числе в части обусловленности предоставления государственной поддержки реализацией программ инновационного развития компаний, финансовой поддержки реализации программ технологического перевооружения предприятий и т.д.;

2) Государство также будет стимулировать инновации в экономике через реализацию «технологичных» федеральных целевых программ, расходы на которые будут либо сохранены на запланированном ранее уровне, либо минимально снижены.

В результате корректировки бюджета объем государственных инвестиций будет снижен по сравнению с запланированным ранее на 2009 год, но будет достаточным для поддержания необходимого уровня спроса со стороны государства.

Поддержка отдельных отраслей экономики

Кроме системных мер, направленных на поддержку всех отраслей экономики, Правительство реализует меры, направленные на недопущение необратимых кризисных явлений в отдельных секторах экономики, имеющих значительный мультипликативный эффект на развитие смежных отраслей (автомобилестроение, жилищное строительство), важных с точки зрения продовольственной безопасности и социальной стабильности (сельское хозяйство, лесопромышленный комплекс), ключевых с позиции обеспечения обороноспособности страны (ОПК), обеспечивающих основу для функционирования экономики в целом (ТЭК, транспорт).

В рамках поддержки сельского хозяйства Правительство предпринимает меры по:

  • обеспечению доступности финансовых ресурсов для предприятий отрасли;
  • защите внутренних рынков;
  • стимулированию экспорта сельскохозяйственной продукции.

В целях стимулирования спроса на продукцию автомобилестроения:

  • Будет субсидироваться 2/3 ставки рефинансирования по 3-летним потребительским кредитам на приобретение легковых автомобилей, произведенных на территории России (2 млрд. руб.);
  • Также будет выделена субсидия ОАО «Российские железные дороги» на расходы по транспортировке отечественных автомобилей в регионы Дальнего Востока (2 млрд. руб.);
  • Частный спрос будет также стимулироваться через поддержку государством развития лизинга автомобильной техники;
  • Будут обеспечены закупки автомобильной техники для федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных учреждений в централизованном порядке (12,5 млрд. руб);
  • Правительство будет субсидировать часть процентных ставок российским организациям автомобилестроения и транспортного машиностроения по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на технологическое перевооружение;
  • Будут откорректированы действующие графики погашения реструктурированной задолженности по налогам и сборам перед федеральным бюджетом, а также страховым взносам перед внебюджетными фондами.

Государственная поддержка будет оказываться организациям оборонно-промышленного комплекса:

  • До 15 млрд. рублей будет направлено на субсидии организациям ОПК — головным исполнителям и исполнителям государственного оборонного заказа, на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам;
  • В 2009 году на 3 млрд. рублей дополнительно предполагается увеличить субсидии стратегическим предприятиям и организациям ОПК в целях их финансового оздоровления;
  • Значительный объем бюджетных средств будет направлен на проведение докапитализации ведущих системообразующих компаний ОПК;
  • Предусмотрено предоставление государственных гарантий по кредитам, привлекаемым стратегическими организациями ОПК на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения;
  • В 2009 году запланирован 1 млрд. рублей для предоставления субсидий организациям ОПК на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам на осуществление инновационных и инвестиционных проектов по выпуску высокотехнологичной продукции.

В транспортном комплексе:

  • Правительство предпринимает меры по стимулированию спроса на услуги, обеспечению доступности финансирования, стимулированию технического перевооружения и приобретения современных транспортных средств;
  • Принято решение о формировании государственной лизинговой компании в транспортном комплексе на базе открытого акционерного общества «Государственная транспортная лизинговая компания»;
  • Предпринимаются меры по обеспечению недискриминационного доступа топливных и авиационных компаний к объектам инфраструктуры топливо-заправочных комплексов в аэропортах в целях снижения издержек авиаперевозчиков;
  • Для поддержки закупки авиаперевозчиками современной авиатехники авиакомпаниям будет предоставлена отсрочка уплаты таможенных платежей на срок до 6 месяцев в отношении ввозимых иностранных воздушных судов и комплектующих к ним (в том числе двигателей);
  • Увеличен размер возмещения из средств федерального бюджета части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда российского производства.

Правительство поддержит сектор железнодорожных перевозок. Будет проведено размещение облигаций ОАО «РЖД» для финансирования инвестиционной программы на 2009-2011 годы;

ОАО «РЖД» будет компенсирована часть выпадающих доходов в связи со снижением темпов роста тарифов на железнодорожные перевозки на 2009 год (в форме увеличения уставного капитала).

Жилищное строительство:

  • Будет оказана поддержка ипотечным заемщикам, имеющим право на получение материнского капитала;
  • Важным фактором поддержки «частного» спроса на квартиры станет принятое решение о включении в состав расходов сумм, уплаченных организациям в возмещение затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения;
  • Важной мерой и социальной поддержки, и поддержки жилищного строительства станет реализация принятого решения об обеспечении в 2009 году жильем всех ветеранов Великой Отечественной войны.
  • Будут реализовываться институциональные преобразования в строительной отрасли;
  • Правительство также будет разрабатывать и реализовывать дополнительные меры по поддержке жилищного строительства.

Ряд мер Правительство реализует в сфере поддержки лесопромышленного комплекса:

  • Будет обеспечена кредитная поддержка завершения строительства объектов, включенных в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;
  • Будет введена отсрочка платежей на 1-2 года по кредитам, полученным на реализацию приоритетных инвестиционных проектов, находящихся на завершающейся стадии (или возможность их перекредитования);
  • Будет выделено 325 млн. руб. на субсидирование процентных ставок по кредитам;
  • Будет рассмотрен вопрос об освобождении инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты, от уплаты таможенных пошлин на вывоз круглых лесоматериалов.

В сфере металлургического производства принят ряд решений в области таможенно-тарифного регулирования, поддерживающий экспорт продукции цветной металлургии и обеспечивающий защиту отечественных производителей черных металлов на внутреннем рынке.

5. Снижение административного давления на бизнес

Общество ждет от бизнеса создания новых производств и новых рабочих мест, роста эффективности, стабильного поступления налогов для исполнения государством социальных обязательств. В период кризиса особенно недопустимыми являются излишние административные барьеры ведения бизнеса.

В 2009 году будет радикально усилена деятельность по предотвращению и пресечению действий чиновников, направленных на коррупционное вмешательство в дела бизнеса.

Будет продолжена работа по устранению законодательно установленных в прошлые годы излишних административных барьеров.

В 2009 году будут установлены льготные тарифы на технологическое присоединение к электрическим сетям.

В 2009 году требование об обязательной квоте (не менее 20%) для малого предпринимательства при госзакупках распространено не только на государственных, но и на муниципальных заказчиков.

Также будут установлены льготные арендные ставки при аренде малыми и средними компаниями федерального имущества.

В 2009 году расходы федерального бюджета на государ-ственную поддержку субъектов малого предпринимательства будут увеличены до 10,5 млрд. рублей, т. е. в дополнение к ранее запланированным средствам будет выделено 6,2 млрд.

Будет разработан механизм рефинансирования портфелей кредитов предприятий малого и среднего бизнеса, сформированных российскими кредитными организациями, за счет средств Внешэкономбанка.

Распределение субсидий федерального бюджета на развитие малого предпринимательства будет осуществляться пропорционально доле малых компаний, действующих на территории региона.

В 2009 году впервые будет предусмотрена возможность авансового перечисления субсидий федерального бюджета на развитие малого бизнеса регионам, испытывающим трудности в формировании доходной части бюджета.

6. Повышение устойчивости национальной финансовой системы

В рамках обеспечения устойчивости финансовой системы Правительство действует по трем основным направлениям. Первое — расширение ресурсной базы и повышение ликвидности всей финансовой системы, второе — повышение доступности банковского кредитования для предприятий реального сектора и третье — обеспечение санации банков, испытывающих трудности, но важных с точки зрения общей устойчивости банковской системы.

Правительство совместно с Банком России реализует меры по рефинансированию банковской системы с тем, чтобы финансовые средства доходили до конкретных предприятий. В 2009 году, в дополнение к уже выделенным коммерческим банкам, банкам с государственным участием и Внешэкономбанку субординированным кредитам, Правительство направит 200 млрд. руб. ВТБ, 130 млрд. руб. — Внешэкономбанку, 225 млрд. руб. — коммерческим банкам на обеспечение целевого финансирования реального сектора экономики.

Ряд решений Банка России направлен на увеличение ресурсной базы банков.

Со стороны Банка России будет также усилен контроль за реализацией мероприятий по предупреждению банкротства и ходом процедур банкротства.

В целях повышения доступности банковского кредитования для предприятий реального сектора Правительство предприняло целый ряд мер:

  • Усилен контроль за работой органов управления банков, получивших средства государственной поддержки;
  • Упрощена процедура предоставления государственных гарантий;
  • Специальные меры предпринимаются по обеспечению доступности кредитов (субсидирование процентной ставки) для приоритетных секторов экономики — сельского хозяйства, автомобилестроения и транспортного машиностроения.

Отдельное направление поддержки финансовых рынков — обеспечение санации «проблемных» банков, важных с точки зрения общей устойчивости банковской системы.

7. Макроэкономическая политика

Эффективная реализация антикризисных мер, максимизация их воздействия на экономику возможны только при обеспечении необходимого уровня макроэкономической стабильности.

В этих целях Правительство в тесном взаимодействии с Банком России будет реализовывать взвешенную макроэкономическую политику, направленную на поддержание баланса между целями усиления социальной поддержки населения, стимулирования внутреннего спроса, развития отраслей экономики — с одной стороны и целями поддержания приемлемого уровня инфляции, равновесного курса рубля, обеспечения допустимого уровня бюджетного дефицита — с другой.

Поддержание такого баланса предполагает следующие приоритеты макроэкономической политики:

  • Проведение ответственной бюджетной политики. Резкое снижение цен на нефть и газ, а также экономический спад приведут к тому, что федеральный бюджет недополучит в 2009 году 4,2 трлн. рублей. Правительство приняло решение, несмотря на это, не сократить, а увеличить государственные расходы, существенно изменив их направленность;
  • Увеличение государственных расходов, несмотря на сокращение доходов, будет обеспечено за счет средств, накопленных в Резервном фонде в период высоких цен на нефть. В 2009 году из Резервного фонда на расходы будет направлено примерно 2751,5 млрд. рублей;
  • Один из приоритетов макроэкономической политики состоит в постепенном сокращении инфляции. До окончания кризиса Правительство будет с особой осторожностью подходить к регулированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги, транспортные перевозки, электричество и тепло, а также цен на газ, соизмеряя их повышение, необходимое для финансирования инвестиционных программ, с задачами сдерживания инфляции;
  • Важную роль в противодействии росту цен будет играть борьба с долларизацией экономики — повышение доверия к рублю как средству сбережения;
  • Следующая задача состоит в расширении банковского кредитования и его удешевлении для предприятий и граждан. В среднесрочной перспективе определяющим условием снижения процентных ставок станет последовательное замедление инфляции. Правительство намерено воздержаться от существенного наращивания заимствований на внутренних финансовых рынках, для того чтобы ограниченные инвестиционные ресурсы банковской системы полностью направлялись на кредитование граждан и отечественных предприятий.

Важнейшей задачей остается поддержание достаточного уровня макроэкономической устойчивости российской экономики. Это требует сохранения определенного минимального уровня средств в Резервном фонде, достаточного объема золотовалютных резервов, поддержания положительного баланса внешней торговли и последовательного сокращения бюджетного дефицита.

8. Реализация антикризисных мер в субъектах Российской Федерации

На региональном уровне реализуется единая система антикризисных мер, включающая в себя как мероприятия, софинансируемые из федерального бюджета, так и меры, реализуемые субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно.

Основными целями системы антикризисных мер, принимаемых на уровне регионов, являются:

  • поддержание сбалансированности региональной бюджетной системы с целью безусловного исполнения обязательств перед гражданами, выплаты заработной платы работникам бюджетной системы, оплаты первоочередных расходов;
  • содействие занятости населения, сохранение и создание рабочих мест.

Поддержание сбалансированности бюджетной системы обеспечивается как предоставлением поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации средств из федерального бюджета, так и проведением ответственной политики на региональном уровне.

Предоставление поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета будет осуществляться с учетом:

  • сокращения направлений предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации с одновременным увеличением объемов оставшихся субсидий и концентрации их на решении 3-4 наиболее важных первоочередных для регионов задач;
  • обеспечения компенсации выпадающих доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации путем совершенствования существующего механизма предоставления дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, а также предоставления бюджетных кредитов на основе формализованной методики.

Важнейшими направлениями антикризисной политики региональных властей должны стать реализация программ содействия занятости населения, мер социальной поддержки безработных граждан, а также поддержка реального сектора экономики.

С учетом состояния регионального рынка труда будет осуществлено распределение субсидий на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства и субсидий на строительство и модернизацию автомобильных дорог общего пользования.

Одновременно с этим субъекты Российской Федерации должны предусмотреть мероприятия, направленные на минимизацию административных процедур, сопровождающих предоставление указанных мер поддержки.

Мероприятия по поддержке агропромышленного комплекса, реализующиеся в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации, как правило, предусматривают предоставление субсидий на осуществление государственной поддержки по основным направлениям сельскохозяйственного производства, а также на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, организациям агропромышленного комплекса и организациям потребительской кооперации части затрат на уплату процентов по кредитам и займам.

В части оказания государственной поддержки предприятиям малого и среднего бизнеса:

  • в большинстве субъектов Российской Федерации предпринимаются меры по обеспечению условий для выкупа субъектами малого предпринимательства арендуемых ими помещений;
  • регионы пользуются предоставленными налоговыми возможностями по поддержке малого и среднего предпринимательства;
  • практически все субъекты Российской Федерации заявили о своем участии в федеральной программе оказания государственной поддержки малому и среднему предпринимательству, реализуемой Минэкономразвития России.

Поддержка строительного комплекса осуществляется путем предоставления регионам средств Фонда содействия реформированию ЖКХ на переселение граждан из аварийного жилого фонда.

Усилия по поддержке реального сектора экономики будут сосредоточены в первую очередь на поддержке градообразующих предприятий и организаций.

Одним из приоритетов региональной бюджетной политики должно стать обеспечение прав граждан на бесплатную медицинскую помощь.

В условиях недостатка доходов бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования особую важность приобретает исполнение в полном объеме обязательств субъектов Российской Федерации в части страхования неработающего населения.

В 2009 году в приоритетном порядке будет оказываться помощь тем субъектам Российской Федерации, которые обеспечивают выполнение действующего законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в части государственных гарантий бесплатной медицинской помощи.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы