Примерное время чтения: 15 минут
3049

Стать донором. Там, где строятся заводы, жизнь стремительно улучшается

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. Завести корову? 29/07/2015
Сырьё - рулоны металлопроката - производят через дорогу.
Сырьё - рулоны металлопроката - производят через дорогу. / Фото: Марина Набатникова / АиФ

Даже если природа дала землю, воду, солнце, а административные границы - соседство со столицей, нужно ещё много сил, чтобы объективные преимущества обратить в реальные достижения. И если они есть, жизнь становится лучше во всех отношениях.

Вся страна обеспокоена снижением рождаемости, зафиксированным Росстатом в первые месяцы этого года. Но в Калужской области спокойны. Здесь устойчивый рост - более 2 тыс. новорождённых за 5 месяцев, на 14% больше, чем за тот же период в прошлом году. Растёт и продолжительность жизни. С 2009 г. она увеличилась с 69,4 до 70,3 года. Не нужно быть экономистом, чтобы понимать: такие показатели говорят о благополучии. И мы решили посмотреть, как можно жить в России. 

В небеса - из пепла

Самолёт рулит к взлётной полосе, и люди на балкончике стараются разглядеть в иллюминаторах очертания своих детей и внуков. Но различимы только машущие «до свидания!» детские ладошки, да и то едва…

Крымские каникулы

Гибкие линии Superjet 100 на фоне зелёного пейзажа, золотая краска на белом фюзеляже, уверенный разбег и плавный взлёт - есть завораживающая красота в технологическом действе, которая не может не восхищать. Её пытаются запечатлеть на свои мобильники зрители на балконе. Фотографируют взлетающий самолёт и сотрудники аэропорта. Для них это не просто рядовой взлёт - это первый рейс по новому маршруту К­алуга - Симферополь. Самый первый рейс - в Санкт-Петербург - здесь состоялся 16 июня, через несколько дней после этого начались полёты в Сочи. А уже через месяц проложена воздушная дорога в Крым.

«Наш, российский, самолёт отправился в наш, российский, Крым!» - с радостью восклицает Салават Кутушев, генеральный директор международного аэропорта «Калуга», отключая камеру своего смартфона.

На борту само­лёта авиакомпании «Центр Юг» 80 школьников из нескольких муниципальных образований области – победители олимпиад, активисты, спортсмены, дети из малообеспеченных семей. Они отправились в лагерь «Омега» под Севастополем. Дорога в Крым и обратно для них бесплатна, её о­платил областной бюджет.

Уже скоро, по словам гендиректора, начнутся полёты в Краснодар, Воронеж, Казань, Самару, а осенью откроются международные рейсы. Аэропорт может принимать такие крупные воздушные суда, как А319 или «Боинг-737», его пропускная способность - 100 пассажиров в час. К 2020 г. годовой пассажиропоток достигнет, как ожидается, 250 тыс. человек, а к 2025 г. вырастет до полумиллиона. 

Первый самолёт в Крым провожали и сотрудники аэропорта, и родители пассажиров. Фото: АиФ/ Марина Набатникова

Стремительное возрождение

Маленький аэропорт выглядит очень современно. Он возрождён в полном смысле из пепла - оставшегося от советского аэропорта «Грабцево», откуда летали в разные города России, Украины, Молдавии, Прибалтики небольшие самолёты: Ту-134, Ан-24, Як-40. Но в 90-х этот аэропорт одним из первых в стране акционировали, а в 2001 г. закрыли по причине отсутствия финансирования. Через несколько лет Росавиация вообще исключила его из Гос­реестра гражданских аэродромов РФ.

И вот в 2013 г. в Калуге получили положительное заключение госэкспертизы на рекон­ст­рукцию старого аэродрома и разрешение на начало работ. Области, заслужившей имидж инновационного и инвестиционно привлекательного региона, где экономика развивается темпами, значительно превышающими общероссийские, без воздушной гавани плохо. Она нужна и бизнесу, который серьёзно обосновался здесь в индустриальных парках, и обычным людям, поскольку уровень жизни позволяет им не только работать, но и путешест­вовать. Инвестиционными воротами назвал новый аэропорт временно исполняющий обязанности губернатора, который и был, как говорит Салават Кутушев, главным двигателем в этом деле. 

Возрождение произошло стремительно, несмотря на то что в Калуге не намечается ни олимпиад, ни чемпионатов мира, когда под создание инфраструктуры в регионы вливаются приличные сред­ства. Здесь всё делали сами и на свои. И акционерное общество «Международный аэропорт «Калуга» на 100% принадлежит области.

«В прошлом году в июне мы вскрывали старую взлётно-посадочную полосу, а в июне этого года начались регулярные рейсы. В это трудно поверить!» - гендиректор а­эропорта сегодня в прекрасном настроении. Свежие фотографии в его телефоне запечатлели не просто красивый взлёт стройного лайнера, а важную страницу истории возрождения аэропорта. И из таких страниц складывается история страны. Машина - символ возрождаемого отечественного авиастроения - отправилась из возрождённого регионального аэропорта в возвращённый и возрождаемый Крым. Разве не символично?

«Кризис? Нет, не знаем»

По складу готовой продукции снуют погрузчики. Но работают они в основном не на загруз, а на разгруз полок. Ящиков с упакованными металлическими панелями и модулями, из которых строятся ограждения, на открытых площадках тоже становится заметно меньше. Начался сезон.

Парки для заводов

По словам Андрея Кухарука, технического директора «Grand Line - Ворсино», зимой и весной предприятие работает «на склад», а с лета начинается его активная разгрузка. И нынешним летом всё как обычно. «Какой кризис? - отвечает он вопросом на вопрос. - Мы не знаем, работаем, не снижая темпов».

Этот завод 1 из 5 созданных в центральной части России предприятий компании. А Ворсино, где он расположен, - один из инду­стриальных парков, созданных в Калужской области. Есть ещё Обнинск, Детчино, Грабцево, Калуга-Юг и Росва… Их активно открывали, потому что понимали: это будет мощный инструмент экономического роста. Так и получилось. Современные производства, работающие сегодня на этих площадках, стали катализаторами развития региона. Только в прошлом году индустриальный сектор пополнился 14 новымими. А всего их сейчас в области около 2700.

Об автомобильном калужском кластере известно всем. Но не все знают, что западные концерны планируют развивать у нас не только сборку своих а­вто, - «Фольксваген» собирается начать на предприятии в Калуге производство двигателей внутреннего сгорания. 

«Когда мы только начинали развивать этот кластер, у нас были сомнения: найдём ли столько квалифицированной рабочей силы? - вспоминает Анатолий Артамонов, врио губернатора области. - И вот недавно на одном из ведущих автомобильных заводов мне сказали, что срочно командируют российских специалистов за границу - без наших ребят, оказывается, там не могут наладить линию по выпуску новой модели машин. После этого у меня вопросов об уровне квалификации калужан нет!»

Третьи по зарплатам

Кроме автомобильного кластера, на долю которого приходится 40% промышленного производства региона и 20% налоговых доходов, здесь активно развиваются кластеры фармацевтики нового поколения, биотехнологий и биомедицины, стройматериалов. Своё фармацевтическое производство открыли как извест­ные иностранные компании - немецкие, австрийские, - так и инновационные российские. То же касается и стройматериалов.

Андрей Кухарук, показывая, как работают производственные линии - от резки до окраски, - говорит о своей компании: «По заводу в год появляется - это приятно. Кто-то яхты покупает, а кто-то производство создаёт».

Но производство создают там, где это наиболее удобно. Ворсино для завода оказалось идеальным местом. Металлические конструкции водостоков и ограж­дений производят из рулонов металлопроката группы НЛМК, которая в 2013 г. открыла свой калужский филиал, практически через дорогу.

На этом заводе работают более 500 человек. А всего в промышленности региона с 2006 г. создано свыше 25 тысяч новых рабочих мест, причём хорошо оплачиваемых. Здесь, к примеру, подсобные рабочие получают от 20 тысяч. И это не из ряда вон - по уровню зарплат область опережают только Москва и Подмосковье. 

Комментарий, Анатолий Артамонов, временно исполняющий обязанности губернатора Калужской области:

- Не будет инвестиций - не будет крови в кровеносных сосудах. Не будет оснований говорить о возможности решения проблемных вопросов в социальной сфере, чего ждут от нас люди. 

За 15 лет мы увеличили приток инвестиций в 11 раз. По итогам прошлого года по объёму инвестиций на душу населения лидировали в ЦФО. Значительно сокращена зависимость от федеральной помощи - из дотационной области мы стали регионом-донором. 

Мы должны предвосхищать ожидания наших партнёров, российских и зарубежных, в предоставлении максимально хороших условий для развития их бизнеса. Мы должны делать ещё больше, чем делали раньше. Мы должны доказать практикой, что можем отвечать самым лучшим мировым стандартам предоставления условий для развития бизнеса. И это был бы наиболее адекватный ответ на те экономические санкции, которые сегодня предъявлены России.

Технологии с любовью

В середине дня солнышко припекает основательно, и маленькие тёлочки, наевшись, устроились отдыхать на свежих подстилках. Разморились, подрёмывают и совсем не обращают внимания на незнакомцев, которые заглядывают сквозь забор.

Узнаю по глазам

Их мамы - за высокими стенами. Кто-то на дойке, по сосед­ству, кто-то в основном корпусе, подальше. Это молочное производство высокотехнологично: группа коров послушно стоит у доильных аппаратов, но вот дойка закончена - автоматически открылись ограждения, и коровы пошли домой - отдыхать без привязи да жевать «зелёнку». Сами пошли, без погонщиков.

«Современные технологии более производительны. Объём производства молока у нас за полгода 925 т, почти по 3 т на корову. Но они и более прагматичны, - признаёт Александр Ефремов, генеральный директор ЗАО «Воробьёво». - Животные в значительной степени предоставлены сами себе». 

И всё же работать с коровами и не дружить с ними человек не может. Анастасия Блинова, молодой зоотехник, говорит, что, когда пришла на ферму, все они казались одинаковыми. А теперь по глазам их узнаёт. И доярки не могут не добавлять к прагматичным технологиям человеческую любовь - одну коровку почешут перед дойкой, с другой поговорят, чтобы больше молока отдала. Ну а с телятками без сердечной заботы вообще никак.

«Зелёнка» с полей хозяйства - прекрасный обед. Фото: АиФ/ Марина Набатникова

На землях этого фермерского хозяйства в Малоярославецком муниципальном районе Калужской области традиционно занимались животноводством, но корпуса старых ферм разрушены. Неподалёку от них выросли новые - современное производство создано в рамках нацпроекта «Развитие АПК», привлечены частные инвестиции. На эти средства не только построен молочный комплекс, где сейчас содержатся около тысячи голов, но и закуплены 200 голов голштинов в Голландии. Как раз на Новый год здесь встречали двухэтажные фуры с новыми жильцами, которых теперь трудно отличить от коренных жителей - такие же чёрно-пёстрые.

Везите обед!

Корма для бурёнок выращивают сами. Засевают поля зерно­выми, кукурузой, техническими культурами, однолетними и многолетними травами. Своей земли около 2,5 тыс. га, а всего в землепользовании почти 4,9 тыс. га.

Сейчас идёт уборка сена. Два новеньких трактора «Беларусь» с достоинством шествуют по полю. Один тащит за собой борону, разрыхляя валки, другой - пресс-подборщик, из которого выпрыгивают на стерню рулоны, обёрнутые плёнкой. Ещё два таких же трактора неразлучны: один подбирает рулоны и грузит на прицеп другого. Госпрограмма субсидирования закупок отечественной сельхозтехники оказалась кстати - погрузчик купили в этом году у «Ростсельмаша».

«Ну, ты когда приедешь? Тут Павел уже трактор остановил - сил у него нет работать», - с улыбкой говорит по телефону директор - поторапливает «доставку обедов». Механизаторов во время уборки дважды в день кормят прямо в поле, чтобы работа шла быстрее. 

Коллектив здесь дружный - около 90 человек. И, несмотря на то что молодёжь из села повсеместно бежит в город, молодой. Начиная с директора, которому всего 35. Хороших работников ценят, зовут из соседних районов и регионов, помогают с жильём. Так выглядит технологическая модернизация сельского хозяйства в Калужской области и программа создания 100 роботизированных молочных ферм.

Весь мир в одном парке

Что посмотреть в Калужской области? Музей истории космонавтики К. Э. Циолковского (он вскоре получит новый корпус, строительство которого идёт полным ходом), известные монастыри - Боровский, Оптина пустынь… Но вот уже несколько лет, как здесь появилась новая туристическая Мекка.

Вначале была улица

Экскурсия по улице Мира, мастер-классы «День слона» и «Музыка ветра»,  экскурсия «Печка кормит, греет, лечит», чаепитие в тувинской юрте,  танцы народов Сибири и Дальнего Востока… В этом перечислении не уместилась и пятая часть программы одного дня (!) этого популярного места на Калужской земле. 

«В прошлом году у нас побывало 500 тыс. человек, в этом ожидаем 750 тыс., исходя из темпов прироста потока за последние годы», - рассказывает Евгения Затока, руководитель отдела экологических программ этно­графического парка «Этномир». По весне здесь на парковках стояло по 100 с лишним школьных автобусов.

Сначала близ деревни Петрово по­явилась одна улица с комнатами, которые показывали культуру разных стран, - улица Мира. Потом стали строить дворы. Есть белорусский хутор, украин­ский. Русский двор собрал 9 изб из разных регионов. А в центре огромная печь. Просто памятник русской печи, которая не только грела, кормила, лечила, но и имела важное сакральное значение. Юрты азиатских народов, разнообразные жилища жителей Севера…

А теперь в парке появились ещё и большие павильоны - Дом Непала с резьбой непальских мастеров, достраивается культурный центр Индии - детали интерьеров получили недавно из этой страны, роспись делают свои художники, увлечённые её культурой.

Вокруг огромной печи хоровод из 9 русских изб. Фото: АиФ/ Марина Набатникова

Мы все едины

Народные праздники собирают здесь огромное количество гостей, которые узнают, что свои Масленицы или Купалы есть у многих народов мира, и начинают понимать наше единство. 

«Соприкасаясь с культурой других народов, ощутив её, по­трогав, люди становятся более толерантными, доброжелательными друг к другу», - Евгения Николаевна не раз замечала, как преображались после экскурсий гости парка. Сама она столько всего интересного рассказывает, что поражаешься, какую огромную исследовательскую, этнографическую работу ведут здешние сотрудники. Удивляет, собственно, всё - и работа архитекторов, художников, скульп­торов, которые улавливают мельчайшие детали неродных стилей, и самоотверженность коллекционеров, которые со­брали прекрасные коллекции утюгов, самоваров, одежды.

Появились сотрудники - представители народов других стран. «Мы много знаем и многое можем рассказать. Но так, как представители самой культуры, - от глубины сердца, от души, мы никогда не расскажем, - объясняют Евгения Николаевна и сотрудница её отдела Мария Ботвинник. - Мы - проводники культуры. Они - хранители культуры. И мы хотим, чтобы в национальных дворах, домах у нас были хранители».

В белорусском дворе хранитель уже есть. По выходным в парке работает представитель Китая, есть партнёр-перуанец, представители северных народов.

В «Этномире» увлечённо рассказывают о задумках - как парк будет расти и развиваться. Здесь, в других местах. В миниатюре он уже появился в Румянцеве, скоро откроется в Чехии, есть планы - и в Казахстане. И при всём при том это частная история, то есть проект, созданный с нуля одним человеком. Правда, область очень поддерживает и дорожит им, а здесь высоко ценят эту поддержку и сотрудничество. 

В парк не только можно приехать, но и пожить - всей семьёй. Работают летний лагерь и дет­ский сад, собираются открывать школу. И главное, что хотят донести до многочисленных гостей собравшиеся здесь подвижники, - единство человечества. Поэтому особый почёт мыслителям, которые это понимали и проповедовали. Их портреты, бюсты, скульптуры всюду. 

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах