Примерное время чтения: 12 минут
298

Соцрасходы бюджета. Мэр Москвы повышает долю расходов на поддержку горожан

Евгений Одиноков / РИА Новости

Столичный бюджет традиционно озвучивается и публикуется осенью, за этим событием пристально наблюдают и эксперты, и общественники. Интерес к документу проявляюст даже обычные горожане, которым хочется знать, как город планирует тратить средства в следующем году и какая направленность будет у столь важного документа. Проект бюджета был одобрен и внесен в Московскую городскую думу правительством Москвы. Название документа — «О бюджете города Москвы на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов».

В этом году планировать траты было сложно, отмечают эксперты, так как свой отпечаток наложила пандемия коронавируса. Соответственно, пришлось не только решать текущие задачи, но и просчитывать меры поддержки для выхода из ситуации.

Бюджет Москвы уже не первый год эксперты называют социально ориентированным. Ведь сегодня приоритет столичных властей — выполнение всех обязательств перед москвичами, а также помощь горожанам в преодолении негативных последствий пандемии коронавирусной инфекции. По словам президента ассоциации предприятий индустрии детских товаров, члена Совета при президенте РФ по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей Антонины Цицулиной, бюджет Москвы стал более сбалансированным между социальными мерами и мерами поддержки экономического блока. Она уточнила, что пандемия показала важность таких сквозных мер поддержки, когда каждый социальный рубль поддерживается промышленным рублем.

Нюансы бюджета

У многих аналитиков вызывали вопросы пункты наполнения бюджета. Ведь снижение доходов, которые традиционно поступают от отраслей городской экономики — общественного питания, бытовых услуг, туризма, — должно было сказаться на наполняемости столичной казны. Но в значительной части это снижение было компенсировано ростом поступлений от организаций обрабатывающей промышленности, научно-исследовательской деятельности, информационных технологий, связи и прочих отраслей, развитие которых было приоритетным для московского руководства.

За счет того, что использовались системные меры поддержки экономики, получилось минимизировать потери, которые понесли субъекты малого и среднего бизнеса. «Москва к мерам поддержки экономического блока сняла ограничения, и московские предприятия смогут использовать меры поддержки, имея производство на территории всей России. По сути, Москва поддерживает своим бюджетом и предприятия, находящиеся за пределами Московского региона», — отмечает Антонина Цицулина. Она же говорит, что очень важно отметить продолжение антикризисных мер, начатых в этом году, и в следующем. Это позволит восстановиться всем быстрее.

Применяемые меры уже показали свою эффективность: вклад малого и среднего бизнеса в формирование бюджета остался на уровне прошлого года (около 23% доходов бюджета). Для сравнения: в 2011 году вклад их был равен 10%. Основным фактором роста доходов станет рост поступлений по налогам, напрямую зависящим от результатов экономической деятельности физических и юридических лиц: налога на прибыль организаций, НДФЛ и специальных налоговых режимов МСП.

Если измерять бюджет в цифрах, то расходы планируются на уровне 3 152,75 млрд рублей. При этом, несмотря на все события этого года, планируется даже рост доходов в 2022 и 2023 годах. 

Социальный фактор

Один из важнейших параметров бюджета любого города, что уж говорить о таком огромном мегаполисе, как Москва, — социальная сфера. На оказание мер социальной поддержки жителей Москвы в денежной и натуральной форме (доплаты к пенсиям, льготы на проезд в общественном транспорте, на оплату жилищно-коммунальных услуг, лекарственное обеспечение и многие другие) в бюджете предусмотрено 529,4 млрд рублей. По сравнению с бюджетом на 2020 г. эти расходы увеличиваются на 6,0%. Выделение средств в указанном объеме позволит провести индексацию пособий и компенсационных выплат семьям с детьми и гражданам старшего поколения на уровне выше инфляции.

Если внимательно изучить проект бюджета, то становится понятно, что в ближайшие пару лет все социальные обязательства, взятые на себя столицей, будут выполнены безусловно. Кроме того, есть и финансирование дополнительных расходов, которые позволят справиться с негативными последствиями пандемии.

На социальные расходы в документе заложено более 56% расходов городского бюджета, или порядка 1,8 трлн рублей, сумма увеличилась более чем на 90 млрд рублей по сравнению с бюджетом на 2020 года. С учетом оплаты медицинской помощи из Фонда ОМС финансирование социальных расходов в 2021 году составит порядка 2,1 трлн рублей.

В 2021 году продолжится реализация проекта «Наше сокровище», предусматривающего обеспечение семей с новорожденными детьми подарочными комплектами детских принадлежностей или выплату денежной компенсации. На эти цели запланированы ассигнования в объеме 2,6 млрд рублей.

Отдельной статьей расходов в бюджете на 2021 год станет соцобслуживание ветеранов Великой Отечественной войны: оплата услуг социальных работников-сиделок, патронажных услуг, обеспечение круглосуточной работы Службы неотложной помощи ветеранам войн «Тревожная кнопка», а также оказание услуг по программе «Санаторий на дому». Предусмотрены ассигнования в объеме 1,5 млрд рублей.

Адресная поддержка горожан будет оцениваться в 6,5 млрд рублей для тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию, 25,5 млрд рублей на финансирование льгот по оплате ЖКУ, 136 млрд рублей отводится на обеспечение проезда льготных категорий москвичей на городском общественном транспорте (речь про все его виды).

Также в бюджет заложены расходы на обеспечение горожан бесплатными путевками в санаторно-курортные учреждения для льготных категорий: на эти цели отводится 7,7 млрд рублей. На 87% это будет профинансировано из городского бюджета (6,7 млрд), на 13% — из федерального бюджета (1 млрд.). Такая мера позволит сохранить уровень обеспечения санаторно-курортным лечением в объеме 245 тыс. путевок.

На обеспечение горячим бесплатным питанием воспитанников дошкольных групп, школьников начальных классов, двухразовым горячим питанием школьников 1-11 классов из числа льготных категорий, а также студентов колледжей, обучающихся на бюджетной основе, предусмотрены ассигнования в объеме 31,5 млрд рублей.

Расходы на медицину

Пандемия коронавируса по всему миру расставила свои приоритеты. И в первую очередь она показала, что одной из финансируемых отраслей обязательно должна стать медицина. Безусловным приоритетом бюджета 2021 г. будет государственная программа развития здравоохранения, расходы на которую увеличат на 11,8%, в денежном эквиваленте это 447,1 млрд рублей.

Важнейшей задачей московские власти называют обеспечение доступности и качества медицинской помощи по приоритетным направлениям (профилактика, онкология, сердечно-сосудистые заболевания, высокотехнологичная помощь), а также реализацию мер по борьбе с пандемией COVID-19, включая проведение массовой бесплатной вакцинации населения.

На цели профилактики инфекционных заболеваний в 2021 году планируется выделить 12,7 млрд рублей, из которых на массовую вакцинацию от новой коронавирусной инфекции будет направлено 10 млрд рублей. Сохраняется и финансирование программ профилактических прививок от пневмококковой и менингоккоковой инфекций, дифтерии, коклюша, вируса папилломы человека и других инфекций.

Расходы на обеспечение льготников бесплатными либо льготными лекарствами, изделиями медицинского назначения и специализированным лечебным питанием в 2021 году составят 45,7 млрд рублей. Особняком стоит реализация программы по обеспечению необходимыми современными препаратами онкобольных, а также людей, которые страдают серьезными патологиями сердца.

Поддержка бюджетников

Поддержка работников бюджетной сферы — важный пункт бюджета. Так, в проекте предусмотрено увеличение фондов оплаты труда учреждений бюджетной сферы, что позволит повысить заработную плату педагогических, медицинских, социальных работников, персонала учреждений культуры, научных сотрудников и иных категорий работников бюджетной сферы — на 3,7% (выше уровня инфляции).

Планируется продолжать стимулировать финансово и врачей, которые участвуют в проекте «Московский врач»: для них предусмотрены ежемесячные выплаты. На эти цели заложено 8,2 млрд рублей.

Не обойдут вниманием и учителей. Им полагается специальная надбавка за работу в «Московской электронной школе», она составляет 10 тысяч рублей в месяц. В общем на это из бюджета уйдет за год 18,3 млрд рублей.

Внимание инфраструктуре

В 2021 году в Москве продолжится строительство новых учреждений социальной сферы: детских садов, школ, поликлиник, больничных корпусов, объектов культуры, спорта и социальной защиты населения. На эти цели будет выделено 95,4 млрд рублей. Также будет продолжена реализация программ переоснащения современным оборудованием и создания комфортной среды в образовательных, медицинских и других социальных учреждениях. «Поддержка семьи и детства — важный пункт бюджета. Речь идет об инфраструктурных проектах для оснащения и переоснащения образовательных учреждений, а также территорий, общественных пространств рядом с ними. Это позволит преобразить не только образовательный процесс в целом, но и территорию организаций. Сейчас есть серьезный государственный заказ на оснащение инфраструктуры детства», — говорит Антонина Цицулина. На реализацию комплекса мер по благоустройству территорий образовательных организаций предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 7,7 млрд рублей. В том числе эти средства будут направлены на модернизацию школьных стадионов, которые в последние годы активно используются не только школьниками, но и жителями ближайших микрорайонов.

Наиболее масштабной из программ по созданию комфортной городской среды будет внедрение нового Московского стандарта комфорта в городских поликлиниках. На ремонт и переоснащение поликлиник, а также ряда больничных корпусов планируется направить порядка 87 млрд рублей. В 2020 г. был начат ремонт 37 поликлиник, в 2021 г. планируется начать ремонтные работы в 40 поликлиниках.

Инвестиционная часть

Говоря о социальных мерах поддержки, нельзя не упомянуть и бюджет в части его развития. Так, он составит 1 192,1 млрд рублей, на это отводится 37,8% расходной части проекта. В рамках бюджета развития запланированы следующие траты:

  • Адресная инвестпрограмма в размере 604,9 млрд рублей;
  • Мероприятия по развитию, которые включают капремонт, обновление подвижного состава транспортной системы, комплексное развитие районов и т. д., — 587.2 млрд рублей.

Это позволит обеспечить своевременный ремонт и строительство дорог, вовремя обновлять транспорт на комфортный для москвичей, продолжать программу реновации, строительство социальных объектов, внедрять новые стандарты в сфере услуг, что в конечном счете сделает жизнь горожан более удобной.

Поддержка бизнеса

В 2020 году Москва столкнулась с беспрецедентно неблагоприятными для развития экономики внешними условиями, в том числе со снижением цен на углеводороды, пандемией новой коронавирусной инфекции и необходимостью введения ограничительных мер. Несмотря на объективно непростую ситуацию, сложившуюся в экономике в текущем году, на предстоящий период 2021-2023 гг. прогнозируется улучшение основных социально-экономических показателей развития города Москвы.

По словам председателя комитета по финансовым рынкам «Опоры России», генерального директора аналитического агентства «БизнесДрон» Павла Самиева, бюджет Москвы на 2021 год ориентирован на поддержку и развитие предпринимательства. «Очень важно, чтобы росла экономическая база. И в проекте бюджета очень большое внимание уделяется поддержке малого и среднего бизнеса, инновационному развитию и развитию тех кластеров, которые должны стать точками ускоренного роста малого бизнеса и способствовать привлечению инвесторов в более масштабные проекты, но с разделением рисков с городом», — отмечает Павел Самиев. Эксперт, изучив проект, отмечает, что идет увеличение расходов бюджета в сторону таких акцентов. По его мнению, это хорошо для устойчивого развития экономики и социальной сферы.

Он также отметил, что планируется разная поддержка, в частности формат частно-государственного партнерства, тут работает формат соинвестирования вместе с бизнесом разных проектов. «Это могут быть гарантийные меры поддержки при кредитовании и различные субсидии. Все это должно обеспечить ускорение малого бизнеса в сегодняшней ситуации», — отметил аналитик.

В проекте бюджета прописано, что будет упрощен доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым мерам поддержки: расширены перечни получателей субсидий (например, гостиничный бизнес, социальные предприятия), сокращено количество подаваемых заявителями документов. Введены новые виды субсидий, в т. ч. на продвижение товаров онлайн, экспорт товаров. Эти антикризисные меры были начаты в 2020 году, они будут продолжаться и в следующем.

Тот факт, что столичное правительство планирует поддерживать бизнес и дальше, особо подчеркнул член Совета московской «Деловой России», председатель комитета по гостиничному бизнесу Дмитрий Шлопак. «Такая поддержка является абсолютным прецедентом в России. Главное — продление мер финансовой поддержки для пострадавших отраслей на 2021 год. Сумма (5 млрд) заложена более скромная, чем было выделено средств непосредственно в период самоизоляции и после нее. Но важен фокус внимания. Всегда можно как расширить перечень мер поддержки, так и увеличить их финансирование», — отметил Дмитрий Шлопак, комментируя проект бюджета.

На прямую финансовую поддержку промышленных предприятий, а также малого и среднего бизнеса в 2021 г. предусмотрено 5 млрд рублей, которые будут направлены на обновление основных производственных фондов (приобретение оборудования, лизинговые операции), создание новых продуктов, поддержку экспортеров, франчайзи, льготные кредиты и др.

Дефицитная часть

Говоря о бюджете, нельзя упоминать лишь одни доходы, важным показателем является и дефицит. На 2021 год в столице дефицит бюджета планируется в объеме 510 млрд рублей. В плановом периоде будет обеспечено снижение объема дефицита бюджета. Снижение дефицита будет обеспечено за счет реализации мер экономии расходов, в т. ч. при проведении государственных закупок.

Проектом бюджета предусмотрена возможность привлечения займов в объеме до 396 млрд рублей в 2021 году. Далее объем заимствований будет снижаться и составит 178,5 млрд рублей и 44,1 млрд рублей в 2022 и 2023 годах соответственно. Однако фактический объем заимствований традиционно будет определяться по результатам исполнения бюджета и может быть значительно сокращен. Привлечение займов станет необходимой и экономически оправданной мерой, которая позволит профинансировать инвестиции в инфраструктуру и заложить тем самым основу для будущего развития города. Займы планируется осуществлять путем размещения государственных облигаций города Москвы как наиболее эффективного рыночного инструмента, принятого в мировой и российской практике.

Подводя итог распределению средств в проекте столичного бюджета на 2021 год, можно выделить следующие пункты:

  • позволит восстановить экономический рост и поможет преодолеть негативные последствия пандемии коронавируса;
  • поспособствует повышению деловой активности и инвестиционной привлекательности Москвы;
  • обеспечит проведение мероприятий по массовой вакцинации населения от новой коронавирусной инфекции;
  • позволит поддержать граждан, наиболее пострадавших от пандемии;
  • обеспечит рост доходов пенсионеров и работников бюджетной сферы;
  • позволит улучшить качество и комфорт предоставления услуг в сфере образования, культуры, медицины, здравоохранения, досуга;
  • улучшит работу общественного транспорта и повысит комфорт поездок на нем;
  • позволит продолжить реализацию программы реновации;
  • обеспечит устойчивость бюджетной системы города.

Так что бюджет на 2021 год успешно продолжает ранее взятый курс на устойчивую социальную поддержку и на поддержание благоприятного делового и инвестиционного климата в городе.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах