Примерное время чтения: 5 минут
999

От безработицы до взлёта цен. К чему приведёт запрет на ПЭТ-упаковку

Конец производства

В июле на рассмотрение депутатов ГД был внесён законопроект, предполагающий полный запрет на ПЭТ-упаковку для алкогольных и слабоалкогольных напитков, вне зависимости от объёма тары. Документ перечёркивает обсуждение о запрете на реализацию спиртных напитков крепче 4% в ПЭТ-таре, а напитков менее 4% — в таре объёмом более 0,5 литра, которое проводилось в прошлом году.

Ряд экспертов считает, что в случае наложения эмбарго на использование упаковки ПЭТ с рынка исчезнут представители малого и среднего бизнеса, как наименее защищённые участники рынка. «Около половины предприятий из числа малых фирм не смогут выделить дополнительное финансирование на переоборудование линий производства и помещений под использование стекольной тары. Эта мера поставит окончательную точку в деятельности региональных организаций», — подчёркивает генеральный директор группы компаний «Пивной мир» Ия Новикова.

Бюджет в минусе

Ещё одним неприятным последствием от запрета пластиковой тары называют снижение производственных мощностей. По оценкам экспертов, они сократятся как минимум на 20%, следовательно, сократятся поступления в бюджет. Госказна может недосчитаться 100 млрд рублей в год. 

В одном из интервью глава Башкортостана Рустэм Хамитов однозначно негативно оценил последствия запрета ПЭТ-тары для республики: «Если уходит пластиковая бутылка, республика теряет в налогах около 4 млрд руб. в год. Кто их заместит?»

По мнению авторов законопроекта о запрете пластиковой упаковки, если цены на пиво вырастут, то и люди станут меньше употреблять пенный напиток. Однако, возможно, парламентарии не берут в расчёт тот факт, что рынок полон заменителей подорожавшего пива (водка, винные напитки, суррогаты). Например, после введения антитабачного закона ввоз нелегальной (и не всегда качественной) табачной продукции в нашу страну стремительно вырос.

Получается, что не успела Россия перейти на европейскую модель потребления алкоголя, включающую слабоалкогольные пиво и вино, как законодатели потянули население обратно в СССР, когда граждане пили крепкий, зачастую палёный алкоголь. В 1980 году в средней полосе России 62,9% населения употребляли водку, 15,1% — крепкие вина и лишь 3,4% — пиво.

О негативных последствиях законопроекта официально заявляет и Минэкономразвития: «Запрещение использования ПЭТ-упаковки для алкогольной продукции может иметь значительный отрицательный эффект для активно развивающейся отрасли производства и переработки полимерных материалов: произойдёт практически 30-процентное сокращение спроса со стороны пивоваренной отрасли, что приведёт к значительному сокращению производства как самой ПЭТ-преформы, так и сырья — ПЭТФ. В этом случае возможно развитие сценария «эффекта домино»: сокращение производства может привести к росту безработицы, социальной напряжённости и существенному сокращению поступлений в бюджет в масштабах, пропорциональных объёму запрещаемого рынка», — сообщалось по итогам рабочего совещания заместителя министра экономического развития РФ Олега Фомичёва по этому вопросу.

Эффект нулевой

Эксперты уверены: бороться с алкоголизмом, как и с другими вредными привычками населения, методом запрета или затруднения доступа — контрпродуктивное занятие. Те же запреты рекламы алкоголя в СМИ, повышение в пять раз акцизов на пиво за последние 6 лет только привели к росту цен, но не к снижению потребления алкоголя. Можно ли в таком случае говорить об эффективности принимаемых законов, затрагивающих алкогольную отрасль?

Рассмотрим простой пример. Поскольку на долю пива в пластиковой упаковке приходится порядка половины рынка, сокращение этого сегмента выльется в 20–25% удорожание напитка. Во-первых, пиво в стеклянной и алюминиевой таре дороже, чем в ПЭТ-упаковке. Во-вторых, чтобы купить привычный объём пива на компанию, придётся приобрести несколько бутылок. В-третьих, при ограничении пластиковой упаковки дорожает и усложняется транспортировка пива, что делает нерентабельной его поставку в регионы и мелкие торговые точки.

Как уже говорилось выше, запрет ПЭТ ударит даже по тем, кто не пьёт пиво совсем. В группе риска и компании-производители ПЭТ, которым грозит массовое закрытие предприятий в случае принятия законопроекта. Директор компании «ПЭТЗАВОД» Олег Сидельников заявил, что в случае принятия законопроекта его бизнес придётся закрыть. Как результат взлетят цены на всё, что упаковывается в пластик — молочные продукты, соусы, детское питание. По данным опроса ВЦИОМ, 30% россиян понимают, что ограничения приведут к росту цен на другие продукты в пластике, так как производители ПЭТ-упаковки постараются компенсировать убытки.

Обеспокоенность запретом на ПЭТ-тару выразил и глава Минэнерго Александр Новак. По его словам, одной из острых проблем является формирование внутреннего спроса на продукцию нефтехимической промышленности. В связи с этим министр призвал проанализировать инициативы, ограничивающие потребление данной продукции.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах