Примерное время чтения: 6 минут
16313

Как дракон съел слона. Почему России не надо следовать путём Индии

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. Не раскол, а единение. Что нас объединяет, а что мешает единству? 02/11/2016

Продолжаем публикацию репортажей из Индии. Начало см. в №№ 40-43 «АиФ» за 2016 г. 

У нас в России в последнее время много разговоров - дес­кать, кризис - это хорошо: снижаются зарплаты, конкуренция, работа стоит дёшево, а значит, будет больше заказов на товары. Мол, взгляните на Китай: как круто поднялась его экономика - идут инвестиции, иностранные бизнесмены наперебой вкладывают доллары в производство. Однако появляется вопрос: отчего же тогда не богатеет Индия? Там целых 800 миллионов трудоспособных жителей (как и в КНР), зарплаты в сравнении с китайскими вообще копеечные. Тем не менее заграничные компании не спешат строить на «земле слонов» заводы и фабрики, собирать «айфоны» и шить кроссовки. Интересно - почему?

«У нас бардак»

- В Китае средний доход рабочего 500 долларов в месяц, а в Индии в десять раз меньше, — объясняет бизнесмен из Нью-Дели Мухаммед Чанди. - Казалось бы, здесь размещать производство выгоднее. Проблема в следующем: в КНР легко заключить контракт сроком на 30 лет, и условия не изменятся: у власти всегда находится компартия. В Индии одни политики сменяют других, и новый премьер вполне может потребовать пересмотра документов, дабы «выжать» из иностранца лишние деньги. Бюрократия в стране страшнейшая - иногда на подпись совсем простой бумажки в министер­стве уходит пара лет. А также довольно ненадёжная валюта. Восемь лет назад доллар стоил 39 индийских рупий, сейчас 67. У китайцев, кроме последнего года, юань по отношению к баксу только рос. Короче, в Пекине порядок, а в Дели редкий бардак.

На делийском базаре Чанди Чоук царит кутерьма - крики сотен торговцев, грязь, груды мусора. Я прохожу мимо рядов с одеждой - почти все джинсы и сандалии сделаны в Китае, аналогично обстоят дела и с сувенирами: фигурки слонов, самые популярные подарки из Индии, - и те привезены из КНР. Это поражает: за пределами рынка прямо на тротуарах живут десятки тысяч людей, готовых работать буквально за еду, но их не нанимают, а отправляют заказы китайцам.

Базар Чанди Чоук.
Базар Чанди Чоук. Фото: Flickr.com

«В Индии зачастую не умеют делать качественные вещи, - сокрушается журналист Дипендра Харишанд. - Плюс встречается такая черта характера - попытаться надуть партнёра: если заплатил вперёд, рискуешь получить халтуру и барахло. Тяп-ляп - лишь бы быстро сдать и взяться за следующий заказ. Прибавьте низкую производительность труда: по статистике, средний китаец сделает в 1,6 раза больше товаров за то же время, что индиец. Многие ленятся, относятся к работе халатно». Это и правда так. Например, в отелях туристов предупреждают: если вы персонально не знаете портного в ателье Дели или Мумбая, лучше не заказывайте костюм. Получив деньги, никто не парится с качеством.

- В Индии множество автомобильных заводов, - рассказывает экс-депутат парламента штата Химачал-Прадеш Ашока Гулам. - Мы делаем и легковушки, и грузовики - «Тата», «Индиго». Но сугубо для внутреннего рынка, индийские машины не покупают за рубежом: «пожирают» много бензина и легко ломаются, хотя и стоят дёшево. А вот китайцы заполонили своими автомобилями Азию, Ближний Восток, Африку - они работают крайне напористо. Их выгоняют в дверь, а бизнесмены КНР лезут в окно. Индийцы же сидят сложа руки, в мечтаниях: вот сейчас появятся инвесторы и предложат обалденный контракт с большой прибылью. Китай опутал десятки государств кредитами, всюду проталкивает товары made in China, даёт работу своим гражданам. Подряды на «наладку» шоссе в Кении и Эфиопии получают китайские фирмы, и строят дороги исключительно рабочие-китайцы. Посмотрите на электронику - за рубежом растут продажи смартфонов и планшетов из КНР. Китайцы ничего не умеют изобретать, но прекрасно копируют чужие идеи - а хоть кто-то в мире слышал про индийский планшет? Поднебесная опережает индийцев даже в выращивании риса. Если символ Китая дракон, а Индии слон, будем откровенны - дракон слопал слона.

Блеск «чёрного пиара»

Сейчас на каждом шагу в Дели вооружённые патрули: броневики, солдаты с пулемётами - власти опасаются терактов из-за пограничного конфликта с Пакистаном. Индийская армия чрезвычайно эффективна, за последние 45 лет страна вышла победителем из войны с упомянутыми пакистанцами, подавила сепаратистов в соседней Шри-Ланке и путч на Мальдивских островах. При этом уровень жизни, мягко говоря, не на высоте. Не напоминает ли это Россию?

И, кстати, несмотря на успех военных в Индии, принято бояться именно Китая. Затаив дыхание, мир следит за новыми вооружениями КНР и за переселенцами из Поднебесной в соседних государствах. Политики (в том числе и на нашем Дальнем Востоке) пиарятся на «китайской угрозе». Парадоксальным образом подобный «чёрный пиар» влияет на богатство Китая. В сильную и грозную страну хотят вкладывать деньги - и, чувствуется, КНР искусственно поддерживает слухи о своей мощи.

Вечером уличные торговцы в центре Дели пристают к прохожим, пытаясь продать светящиеся безделушки - разумеется, китайского производства. Сравнение Индии и Китая показывает: чтобы развить экономику, необязательно иметь низкие доходы и слабую национальную валюту. Проще по примеру китайцев хорошо работать, производя качест­венные вещи (что мы никак не научимся даже с собственными автомобилями), платить людям достойную зарплату. И обязать покупать наши товары те страны, которым даём в долг, - а так, будучи  по уши в российских кредитах, Белоруссия завалила РФ своей колбасой и сметаной. 

Ну и конечно, рубль, шарахающийся туда-сюда: когда КНР была бедная, доллар там не рос, а падал. К сожалению, пока мы явно по стилю ближе к Индии. А ведь уже пора быть как Китай…   

«Для успеха своего интернет-магазина я приношу в жертву чёрную курицу». Почему даже в XXI в. индусы поклоняются богу с головой слона, проводят мистические ритуалы и держат в парламенте священных крыс? Читайте в следующем номере «АиФ».

Оцените материал
Оставить комментарий (24)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах