Примерное время чтения: 5 минут
15888

ГТС летит в трубу. Почему газотранспортная система Украины никому не нужна

Европейские инвесторы не захотели покупать газотранспортную систему (ГТС) Украины. Как сообщил глава «Нафтогаза» Андрей Коболев, нежелание европейцев вкладываться в ГТС связано с ее стоимостью. В общей сложности Киев оценивает сеть в 14 миллиардов долларов, а иностранным партнерам он хотел бы продать долю в 49% за 7 миллиардов долларов.

Распродажная ГТС

Решение о продаже части национальной газотранспортной системы было принято еще при бывшем премьер-министре Арсении Яценюке. В 2014 году на Украине был принят закон о реформировании газотранспортной системы как раз для допуска инвесторов из Евросоюза и США (участие России в покупке доли газотранспортной системы было исключено).

Активно искать партнеров для управления ГТС Киев начал почти год назад. В июле «Нафтогаз» обещал, что к 2020 году в стране будет новый оператор системы, который займется управлением ГТС. А в сентябре «Нафтогаз» предложил нынешнему премьеру Владимиру Гройсману продать иностранцам 49% акций оператора ГТС.

Но западные инвесторы не спешат вкладывать деньги в украинскую ГТС, во-первых, из-за ее изношенности (по подсчетам Киева, на 50-60%). По словам экономиста Александра Дудчака, в 2010 году модернизацию газотранспортной системы оценивали в 7 миллиардов долларов. «Незадолго до последнего Майдана были реальные планы по расширению возможностей ежегодной прокачки украинской ГТС после модернизации до 180 миллиардов кубометров. На сегодняшний день это выглядит просто фантастикой», — замечает Дудчак.

«Украинская ГТС в последние годы разрушается все стремительнее, инженерный аудит технического состояния системы отсутствует, инвестиций в модернизацию нет, объем транзита снижается, что негативно отражается на состоянии сети, риски возникновения аварийности растут. Желающих приобрести такой сомнительный актив, да еще за такую высокую цену, естественно, не находится», — подчеркивает первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. Эксперт добавляет, что отдельные участки сети недавно модернизировались, но сделано это было за кредитные деньги.

Во-вторых, Киев не дождется денег от иностранцев, пока последние не будут уверены в дальнейших взаимоотношениях «Нафтогаза» с «Газпромом». Сложно представить функционирование украинской ГТС без российского газа.

Незавидное будущее

Газотранспортная система Украины — важный источник бюджетных доходов. Ежегодно за транспортировку российского газа, предназначенного для европейских потребителей, Киев получает порядка 2 миллиардов долларов. В 2019 году истекает транзитный контракт «Нафтогаза» с «Газпромом». Это может означать прекращение транспортировки голубого топлива через территорию Украины и, соответственно, потерю доходов.

«Если Украина потеряет роль транзитера, ГТС будет нерентабельна. Она балансирует на грани рентабельности при транзите чуть больше 60 миллиардов кубометров, а если меньше 60 миллиардов кубометров, то ее в таком виде содержать невыгодно, она начнет приносить убытки», — говорил ранее АиФ.ru бывший пресс-секретарь «Нафтогаза» Валентин Землянский.

Остановить украинский транзит могут «Турецкий поток» и вторая ветка «Северного потока». В понедельник, 19 ноября, кстати, Россия завершила строительство морской части «Турецкого потока». По словам главы украинского Совета по вопросам газовой промышленности и рынка природного газа Леонида Униговского, после запуска «ТП» транзит газа через Украину сократится на 12-13 миллиардов кубометров в год. Последствия запуска «Северного потока-2» для Киева будут еще более печальными.

«Европа столкнулась с дилеммой: инвестировать в украинскую „трубу“ или принять участие в „Северном потоке-2“. В Брюсселе раздумывали недолго: непредсказуемость украинцев была одним из аргументов в пользу второй ветки „Северного потока“», — отмечает Александр Дудчак.

Даже если Украина продаст ГТС за 7 миллиардов долларов, в нее еще нужно вложить около 5 миллиардов на модернизацию, то есть в сумме вложения составят 12 миллиардов. При этом стоимость строительства всего «Северного потока-2» составляет порядка 11 миллиардов долларов. Не говоря о том, что новый газопровод позволит Европе экономить на транзите.

Впрочем, по словам Андриевского, после запуска «потоков» — «Турецкого» и второго «Северного» — украинская ГТС окажется хоть и менее востребованной, но не бесполезной.

«Основных вариантов дальнейшего развития событий два. Первый: Украина снизит цену на свою ГТС, выставит на продажу ее части, что позволит быстрее найти западного покупателя, который объединит их со своей газотранспортной сетью. То есть в перспективе возможно уменьшение сети и интеграция ее с другими сетями. Ведь потребность в транзите в страны Центральной, Восточной и Южной Европы никуда не денется. Хранилища украинской ГТС также могут быть удобно использованы. Путин неоднократно заявлял, что российская сторона намерена сохранить транзит газа через территорию Украины, что в этом есть экономическая целесообразность. Россия давно находится в „газовом симбиозе“ с Украиной, и разрушать его было бы невыгодно ни России, ни Украине, ни Евросоюзу. Конкретные схемы того, как ГТС может быть оптимизирована и кому могут быть проданы ее части, предсказать сейчас невозможно. Но вполне возможно, что Россия может стать одним из участников сделки (через европейских посредников, конечно)», — рассуждает эксперт.

Второй сценарий, по его словам, не такой оптимистичный. Он может предполагать все большую переориентацию России на другие «потоки», снижение транзита через Украину и дальнейший упадок ее газотранспортной системы вплоть до почти что ликвидации сети. «Этот сценарий станет более реалистичным при увеличении политико-экономической напряженности между Россией и Украиной», — предупреждает Андриевский.

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах