Примерное время чтения: 9 минут
220

Долгое эхо кризиса. Как сильно упало качество жизни за последние 6 лет?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. Надо ли экономить на работающих пенсионерах? 20/11/2019

69% граждан РФ продолжают экономить, недавно сделала вывод одна исследовательская компания. Другая выяснила, что в россии снизились продажи лекарств. Так на чём и как мы экономим?

Чуть-чуть не считается

Разные индексы, с помощью которых экономисты и социологи оценивают, прибавляется ли у людей уверенности в завтрашнем дне, показывают, что в 2019 г. ситуация стала чуть-чуть получше. Но «чуть-чуть» — это рост позитива на считаные процентные пункты. Например, 79% опрошенных исследовательской компанией Nielsen в III квартале этого года заявили, что страна по-прежнему находится в кризисе. И ни один из отечественных индексов, показывающих готовность потребителей больше тратить, пока не приближается к докризисному. Ведь реальное количество денег, которое остаётся у людей «для себя», сегодня по-прежнему меньше, чем 6 лет назад.

По сравнению с 2013 г. — самым благополучным в России перед началом череды испытаний — средняя семья сегодня стала больше тратить на товары и услуги, без которых элементарно не выжить: еду, медицину и транспорт (см. инфографику). А вот от приобретения автомобилей, туристических путёвок и даже покупки новой одежды люди стали чаще отказываться. Это подтверждают и новости с потребительских рынков.

Нажимите для увеличения
Нажимите для увеличения

Мой дом — мой курорт

Минувшим летом, как выяснили во ВЦИОМ, 60% российских граждан провели свой отпуск дома или на даче — это в 2 раза больше, чем в 2013 г. На отдыхе теперь экономит каждый третий. И если до кризиса наши путешественники тратили больше, чем первоначально планировали, то теперь всё с точностью до наоборот. Средний отпускной бюджет составил этим летом, по данным ВЦИОМ, 39,9 тыс. руб.

Те же, кто находит возможность съездить к тёплому морю, выбирают самые экономичные направления. По оценкам Ассоциации туроператоров России (АТОР), половина покупателей «пляжных» путёвок отправилась в этом году в Турцию и ещё 12–15% — на черноморские курорты России. Из списка 10 самых популярных направлений исчезли дорогие Израиль и ОАЭ.

В целом побывавших на зарубежном курорте стало немного больше: об этом сообщили 8% из участников опроса ВЦИОМ. Но стиль, укоренившийся в кризис, не изменился. «Туристы сокращают продолжительность отдыха, берут по минимуму дополнительные услуги на местах, стараются сэкономить на объекте размещения и на экскурсиях», — рассказала, подводя итоги летнего сезона, исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе.

Старый «конь» ещё послужит

Раньше средний автолюбитель менял машину через 5 лет. Теперь многие предпочитают поездить подольше. С 2013 по 2018 г. производство легковушек в России упало на треть — до 1,8 млн штук, а за последний год (с сентября по сентябрь), по данным Ассоциации европейского бизнеса, выпуск новых автомашин сократился ещё на 2%. За редким исключением упал интерес ко всем моделям, входящим в топ-25. По сравнению с последним предкризисным годом в 2018-м было куплено на 21% меньше новых автомобилей семейства «Лада», на 41–44% упали продажи Hyundai Solaris, Renault Logan, Nissan Qushqai.

«Для нашей страны нынешний уровень производства и продаж автомобилей — потолок, — считает генеральный директор аналитического агентства „Auto-Dealer-СПб“ Михаил Чаплыгин. — Большинство покупателей, выбирая модель, всё чаще обращают внимание не только на технические характеристики и комфорт, но и на скидки от дилеров и удобство оформления автокредита. Во многих салонах доля кредитных продаж достигает сегодня 70%. И становится всё больше людей, которые предпочитают машину не покупать, а арендовать».

Бедность не лечится

Ну а что с товарами, покупку которых отложить невозможно? Как реагируют на изменения люди? «За последний год лекарственная инфляция в России замедлилась в среднем до 1,9%. Но дешёвые препараты, стоящие до 50 руб., дорожают быстрее. С сентября 2018-го по сентябрь этого года мы зафиксировали в этой группе рост на 5,9%, — отмечает гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. — Так как платёжеспособность покупателей низкая, дешёвые препараты по-прежнему самые востребованные: на них приходится 39% всех продаваемых упаковок. Правда, в 2018 г. мы заметили также увеличение спроса на самые дорогие лекарства. Стало больше людей, которые могут себе это позволить».

С 2012 г. российская фармацевтика живёт под знаком импортозамещения. Аналитики DSM Group подсчитали, что доля отечественных лекарств в денежном обороте за 7 лет выросла c 23,3% до 31%. Если же считать в упаковках, успехи менее заметны: плюс 2,3 процентных пункта. Это говорит о том, что российские препараты подорожали сильнее импортных. В сентябре этого года упаковка отечественного лекарства стоила в среднем 100 руб., в 2,5 раза дороже, чем в 2012 г., а импортный препарат — 338 руб., или в 2 раза больше. Поэтому 84% препаратов на российском фармацевтическом рынке — дженерики, то есть копии оригинальных лекарств. Цена их вне конкуренции. Если оригинальный препарат стоит в районе 460 руб., то дженерик — около 140.

И ещё аналитики DSM Group впервые за длительный период прогнозируют, что в 2019 г. в России будет продано меньше лекарств, чем за год до этого, — примерно на 1%, если считать в упаковках. Неужели экономия на здоровье усилилась?

Упаковка меньше — цена выше

По сравнению с 2013–2014 гг. в корзине повседневных товаров, по данным компании GfK Rus, уменьшилась доля затрат на мясо, рыбу, свежие овощи и фрукты. В последний год идёт сокращение доли молочки и «заморозки». Причины разные.

«Потребление овощей могло упасть из-за того, что с началом кризиса их начали больше выращивать на дачах и в личных хозяйствах. Потребление молочной продукции могло сократиться в связи со снижением рождаемости в стране. Выросла и доля продтоваров в упаковке с фиксированным весом. Причём вес ниже, чем раньше, а цена выше за килограмм или литр. В результате люди покупают по весу меньше, а платят больше, — отмечает генеральный директор GfK Rus Сергей Яшко. — Снижение покупок было особенно заметно с июля 2017-го по июнь 2018 г. Но в этом году тенденция переломилась. Наш анализ показал, что с июля 2018-го по июль 2019 г. объём приобретения повседневных товаров вырос на 6,5% в деньгах — сильнее инфляции. И всё же потребитель по-прежнему в режиме бережливости. Половина из тех, кого мы опрашивали, уверены, что последствия кризиса будут ощущаться ещё не менее 4 лет».

Одновременно меняются привычки. В GfK Rus обратили внимание на то, что больше людей стали заменять картофель, капусту и морковь в гарнирах крупами и макаронами. И это ещё одна из причин падения потребления овощей. Выросло число тех, кто заказывает готовую еду и питается в кафе. И это тоже сократило покупки мяса для домашнего потребления. Время стало дороже!

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах