Примерное время чтения: 7 минут
11479

Бизнес прощается и не уходит. Как западные компании пытаются остаться в РФ

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13. И уважать себя заставил. Как сделать рубль средством международных платежей 30/03/2022 Сюжет Санкции в отношении России и ответные меры РФ
Бренды ушли, охрана осталась.
Бренды ушли, охрана осталась. / Евгений Одиноков / РИА Новости

После начала российской спецоперации на Украине многие западные компании заявили о закрытии своих магазинов в России.

Многие из них сделали это из-за давления — западные и украинские политики прямо говорили о проблемах, которые могут возникнуть у бизнеса, который останется работать в России.

Однако полностью деятельность на российском рынке свернули единицы. А компании из азиатских стран и вовсе видят в происходящем возможность для расширения в России.

Прощание славянки

В последних числах февраля в столичном ЦУМе можно было наблюдать трагикомичную сцену. В магазине Prada продавец-консультант успокаивал и поил водичкой плачущую навзрыд девушку, покупающую сумочку Prada Cleo за 200 тыс. руб. Привычный мир этой покупательницы рухнул: на следующий день Prada должен был поднять цены на 20%, а соседний Chanel был и вовсе закрыт. Он, как и многие другие модные бренды, объявил о приостановке работы в России.

На первый взгляд исход и вправду масштабен. Основатель Института руководителей высшего звена Йельского университета Джеффри Зонненфельд составил и регулярно обновляет список компаний, которые ушли. Так вот, 28 марта их насчитывалось более 300. В числе самых громких брендов — «Кока-кола», H&M, «Макдоналдс», «Икеа». Уход последних двух спровоцировал ажиотажный спрос на их продукцию. В последний день работы «Икеа» в Москве покупатели устроили аншлаг, раскупая буквально всё подряд. Плюшевые акулы, ставшие своего рода символом магазина, затем можно было найти на сайтах бесплатных объявлений по 40–50 тыс. руб. при номинальной стоимости 1,5 тыс. руб. Такая же история произошла и с «Макдоналдсом». Как только сеть объявила о приостановке работы, у ресторанов собрались очереди страждущих «попробовать бигмак в последний раз».

Некоторые компании не ограничились просто закрытием магазинов. Apple запретил зрителям из России смотреть прямые трансляции анонсов своих новых продуктов. Музыкальный сервис Spotify стёр учётные записи своих российских клиентов (но после некоторого размышления, впрочем, вновь восстановил их). А игровая компания Blizzard в попытке ограничить доступ к своим продуктам геймерам из России заодно наказала и покупателей из Казахстана, Армении, Киргизии и других стран СНГ, которые к операции на Украине никакого отношения не имеют.

Бизнес на прицеле

Такое единодушное «движение на выход» у многих вызвало подозрения, что за действиями компаний стоят политические интересы. Администрация Байдена, впрочем, заверила всех, что никакого давления на бизнесы не оказывала: дескать, это их «сознательный выбор», протест против российской политики. Однако бывший посол США в России Майкл Макфол прямо написал у себя в Twitter: «Россияне, вы будете жить в полной изоляции от остального мира всю оставшуюся жизнь... Ваш отпуск будет в Тегеране и Цхинвали. У вас не будет больше иномарок, телефонов или импортной техники». А украинские власти пообещали добиваться того, чтобы вообще весь иностранный бизнес покинул Россию. Министр иностранных дел страны Дмитрий Кулеба призвал потребителей во всём мире бойкотировать Auchan, Alcampo, Leroy Merlin и Decathlon за их отказ уйти с русского рынка.

Киев выбрал своей мишенью те европейские компании, что продолжают работать в России. Например, огромное давление оказывается на швейцарский концерн Nestle. Тот заявил, что, несмотря ни на что, продолжит поставлять в Россию социально значимые продукты, в том числе детское питание, корма для домашних животных и готовые завтраки. Это вызвало протесты в Киеве. С гендиректором Nestle Марком Шнайдером связался лично премьер-министр Украины Денис Шмыгаль. Спустя неделю Nestle пришлось заявить о выводе из России нескольких брендов. Среди них — KitKat и Nesquik.

С критикой столкнулась и японская компания Uniqlo. Её гендиректор Тадаси Янаи заявил, что «одежда — это жизненная необходимость». «Народ России имеет такое же право на жизнь, как и мы», — подчеркнул он. После этого на компанию обрушился такой вал негатива, что и она спустя несколько дней была вынуждена объявить о закрытии своих магазинов в России.

Критикуя западные компании, украинские власти, естественно, не вспоминают о том, что и сами помогают российской экономике сохранить устойчивость. Украинская газотранспортная система продолжает исправно работать, доставляя российский газ по своим трубам в Европу. Это наполняет бюджет России гораздо больше, чем все заграничные инвесторы, вместе взятые.

Работа под прикрытием

Впрочем, и западные компании пока не торопятся покидать Россию окончательно. За исключением единичных случаев, они продолжают арендовать офисы и помещения под магазины, платить зарплату сотрудникам.

Например, «Икеа» и «Макдоналдс» сохраняют своим работникам и зарплаты, и соцпакет. Не собирается сворачивать бизнес в России «Кока-кола». Производство не остановлено, временно прекращены только инвестиции в маркетинг. В начале марта, по данным издания Baza, состоялась онлайн-встреча руководства российского подразделения с представителями американского головного офиса. Они заверили российский менеджмент, что сделают всё необходимое, чтобы производство работало. В торговых центрах вовсю работают магазины Marks & Spencer. Как рассказали корреспонденту «АиФ» сотрудники компании, бренд действует в России по франшизе, а потому никто закрываться пока не планирует.

Не собирается вешать амбарный замок на свои заведения и сеть фастфуда Burger King, хотя президент концерна Дэвид Шир говорил, что пытался это сделать. В письме сотрудникам компании он объяснил, что российский бизнес работает по франшизе, и по условиям контракта он не может быть закрыт по указанию из США.

Те компании, которые Россию всё же покинули, сделали это скорее не из-за политического давления, а из-за ситуации в бизнесе, полагает глава Совета по развитию электронной коммерции Торгово-промышленной палаты РФ Алексей Фёдоров. В пример он приводит OBI. «Компания была убыточной в течение 5 лет. Каждый год она уходила в минус на 1–2 млрд руб. Очевидно, что компания давно думала об уходе с российского рынка, и сейчас как раз можно сделать это „красиво“, хлопнув дверью. В то же время „Леруа Мерлен“ даже близко не заявляла об уходе, потому что это прибыльная компания, и российский рынок для неё важнее, чем рынок Франции», — объяснил Фёдоров. Та же ситуация и с Mercedes-Benz, который в 2020 г. продал в мире 2,16 млн авто, а в России — всего 38 тыс.

Многие страны, наоборот, видят в происходящем возможность для расширения присутствия на российском рынке. Президент Франции Эммануэль Макрон призвал французские компании не спешить с уходом из России. Южная Корея добилась от США вывода из-под санкций почти всех своих высокотехнологичных отраслей. Это касается и корейской электроники LG и Samsung, и даже корейских чипов «двойного применения». А значит, что доступ к корейской бытовой технике в России будет открыт.

Освободившиеся ниши на российском рынке готовится занять Турция. Как объявил министр торговли Турции Мехмет Муш, правительство страны разработало альтернативные способы внешней торговли с Россией, которые не затронули бы санкции. Турки собираются торговать с Россией в национальных валютах. Анкара подключится к российской «Системе передачи финансовых сообщений» — аналогу SWIFT. Будут вестись торговля по бартеру и торговля через третьи страны. Минторг Турции ведёт переговоры со всеми экспортными ассоциациями о том, чтобы внешняя торговля с Россией не приостанавливалась.

Иными словами, пока «экономическая жизнь продолжается». И оценить, сколько в итоге западных компаний ушло из России, а сколько осталось, можно будет только после окончания военной спецоперации на Украине.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах