Примерное время чтения: 6 минут
3128

Глава ФАС Игорь Артемьев: цены растут из-за картельных сговоров

АиФ №5. Вий по киевскому сценарию 29/01/2014
Игорь Артемьев, глава ФАС РФ.
Игорь Артемьев, глава ФАС РФ. РИА Новости

Авианакрутки

Виктория Гудкова, «АиФ»: Игорь Юрьевич, согласно исследованию Общероссийского народного фронта, в каникулы цены на авиабилеты завышают в три раза. Ваша служба штрафовала перевозчиков, но спустя время всё возвращается на круги своя…

Игорь Артемьев: В авиационной отрасли действует неправильная, на наш взгляд, методика ценообразования. Я говорю о международной компьютерной системе продажи билетов. Программа построена так, что за 3-4 месяца, когда люди начинают покупать билеты, их цена обычно ниже последующей. Но чем больше растёт спрос, тем она выше. Казалось бы, всё логично. Но нам не нравится то, что за несколько дней до вылета, когда спрос падает, стоимость билетов по-прежнему остаётся высокой. И даже если самолёту приходится вылетать полупустым, снижения не происходит. По этому поводу мы сейчас готовимся к проведению антимонопольных расследований в отношении российских и зарубежных авиакомпаний.

- Даже если несовершенна международная система продажи билетов, цены на перелёты в России всё равно гораздо выше, чем в Европе и США. Почему?

- Mы в течение 7 лет создавали так называемые таблицы сопо­ставимости, в которых показали, сколько стоит билет на разных направлениях в России и за рубежом при полётах на равных условиях (одинаковый километраж, машины, сезон). С этой базой в судах будет легче доказывать завышение цен. В Иркутске наше управление, например, с помощью этой методики оштра­фовало ряд перевозчиков. Выяснилось, что стоимость билетов из Москвы до Иркутска была на несколько десятков процентов выше, чем до Улан-Удэ. А расстояние до этих городов из столицы примерно одинаковое и остальные затраты тоже.

Когда мы выложим эти таблицы сопоставимости в открытый доступ, надеюсь, перевозчики станут более осторожно поднимать цены на билеты. К снижению стоимости перелётов должны привести и другие меры. По плану развития конкуренции в авиации в те города, куда сегодня летает одна компания, будут летать три. Если через аэропорт проходит более 5 млн пассажиров в год, его обяжут иметь три топливозаправочных комплекса разных компаний (что снизит цену авиакеросина) и т. д.

- Несколько последних лет ФАС активно боролась с нефтяниками, а в прошлом году было тихо. Наконец-то воспитали? Резких скачков цен на бензин не будет?

- Ещё пять лет назад никто не мог сказать, какой должна быть справедливая цена на неф­тепродукты. А мы установили три индикатора, которые помогают её рассчитать. Первый - это цена в Роттердаме, где работает международная биржа нефте­продуктов, минус затраты на логистику, плюс налоги. Второй - цена на российской нефтяной бирже, где нефтяные компании обязаны продавать 10% всех производимых нефтепродуктов. И третья - стоимость по внебиржевым контрактам. Если нефтяная компания вдруг решит поднять цены выше этих индикаторов, мы начнём проверять обоснованность повышения цены, и, если признаем её необоснованной, наложим на компанию огромный штраф. С 2008 по 2010 г. нефтяники заплатили в бюджет более 20 млрд руб. штрафов. Это самые высокие штрафы в России по антимонопольным делам.

Что касается цены на бензин в этом году, то она, скорее всего, будет увеличиваться пропорционально повышению акцизов, если не будет резких изменений стоимости самой нефти.

Назад, к взяткам?

- Ценовые сюрпризы мы не только от топлива получали. То гречка в рост пойдёт, то яйца. Это тоже происки монополистов?

- Довольно часто. Зачастую рост цен на те или иные товары - это результат картельного сговора, доказать который достаточно сложно. Скажем, в городе три хлебозавода - директора встречаются в бане и говорят: а давайте завтра повысим стоимость буханки хлеба на 20%, всё равно ведь купят. И повышают. Картельные сговоры мы видим во всех отраслях. Заведено 11 уголовных дел, три из них доведены до суда, но летом объявили амнистию и дела были закрыты. Остальные расследуются или находятся в судах, так что пока никто за картельный сговор в уголовном порядке не осуждён. В суде сейчас и дело международного картеля, который дей­ствовал на Дальнем Востоке. Он держал высокие цены на минтай в России и обеспечивал вывоз этой рыбы за рубеж.

- В редакционной почте много писем от читателей, возмущённых заоблачными ценами на подключение к газу. Спрашивают, почему ФАС не прищучит монополиста?

- Для нас неприкасаемых компаний нет. По подключению к газовым и электрическим сетям - около 2 тыс. дел. И у «Газпрома» мы все дела выиграли в судах и заставили снизить цену. Но проблема с подключением остаётся, потому что менеджмент на местах пытается получить больше денег с потребителя. То же и с электричеством. Под предлогом, что нет возможности для подключения, часто энергетики на местах вымогают деньги, заставляют по­требителей за свой счёт строить подстанции. Совет один - жалуйтесь, пишите заявления в региональные управления ФАС, мы обязательно отреагируем. Правда, антимонопольные расследования могут длиться по 6 месяцев.

- А законы у нас позволяют эффективно бороться с нарушителями или лазейки находятся?

- Наша задача - вовремя выстраивать «противожуликовые» нормы и закрывать дыры в законодательстве. В прошлом году эксперты Организации экономического сотрудничества и развития, куда Россия хочет вступить полноправным членом, признали наше антимонопольное законодательство соответствующим лучшим мировым стандартам и выдали ряд рекомендаций. Эти рекомендации в виде поправок мы внесли на рассмотрение в Правительство РФ. Надеюсь, в этом году они будут приняты.

- В ведении ФАС и госзакупки. Как укротить аппетиты чиновников, которые покупают за госденьги дорогие машины и золотые ёршики для унитазов?

- Мы сделали главное - обеспечили прозрачность госзакупок в стране. Был создан единый сайт, на котором есть информация обо всех закупках госорганов. Конечно, особо одарённые всё ещё продолжают покупать золотые унитазы, но это тут же становится достоянием общественности.

У меня часто спрашивают: может тот или иной закон победить коррупцию? Нет, конечно. Это  слишком глобальное явление. Но чем прозрачнее ситуация, тем её случаев меньше. Сейчас многие госзакупки идут через электронные аукционы. Их проводит робот. Но в прошлом году нас постигло разочарование - при распределении госзаказов в строительстве вернулись к бумажным конкурсам. Это решение пролоббировали строительные компании - ведь роботу дать взятку невозможно. Мы готовим новый закон об электронных конкурсах, который должен исправить ситуацию, но 2014 г. потерян, ведь на бюджетных стройках крутится до 2,5 трлн руб.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах