Реализация шельфовых проектов в нефтяной отрасли — одна из приоритетных задач «Роснефти». Сегодня нефтяной гигант старается по максимуму увеличивать свои мощности и активно расширяет партнёрскую сеть. На старте бурения новой поисковой скважины присутствовал глава корпорации Игорь Сечин.
Принципиальная значимость проекта
Буровые работы начались на платформе Nanhai-9. Скважина «Ульбериканская-1» будет пробурена на одноимённой структуре лицензионного участка «Лисянский» на год ранее принятых лицензионных обязательств. Расстояние от порта Магадан до скважины составляет около 420 км. Вторая скважина проекта «Роснефти» и Statoil запланирована к бурению в течение сезона 2016 г. в периметре участка «Магадан-1» в Охотском море.
«Реализация шельфовых проектов в разведке и добыче — одна из важнейших стратегических задач компании, вклад в будущее всей нефтегазовой индустрии. «Роснефть» — единственная компания в стране, которая продолжает работу по новым проектам на шельфе, несмотря на крайне сложную внешнюю конъюнктуру, в соответствии со своими лицензионными обязательствами. Мы рады, что приступили к ключевому этапу в рамках долгосрочного сотрудничества с нашим партнёром — Statoil — бурению поисковых скважин в Охотском море», — заявил Игорь Сечин.
Полупогружная установка Nanhai-9 поставлена китайской компанией China Oilfield Services Limited (COSL), с которой в сентябре 2015 года совместное предприятие «Роснефти» и Statoil подписало договор. Установка была транспортирована через Южно-Китайское, Восточно-Китайское, Японское и Охотское моря. Всего до точки бурения Nanhai-9 преодолела путь свыше 4600 морских миль. Она была специально модифицирована для участия в проекте по бурению в Охотском море: в частности, проведена комплексная подготовка для возможности эксплуатации при отрицательных температурах внешней среды, установлена ветровая защита по периметру буровой, проведён целый ряд работ для обеспечения экологически безопасных операций.
Перспективные шельфы
В 2012 г. «Роснефть» и Statoil ASA подписали соглашение о сотрудничестве, в соответствии с которым предусмотрено совместное освоение участков российского шельфа, а также участие «Роснефти» в освоении участков норвежского шельфа. В рамках соглашения компаниями были созданы совместные предприятия, выполнен комплекс геологоразведочных работ, в том числе сейсморазведочные работы 2D и 3D, проведены инженерно-геологические изыскания.
Сегодня нередко можно услышать, что требуется вынужденная заморозка шельфовых проектов, что в эпоху низких нефтяных цен госкомпании откажутся от освоения шельфа и не смогут выполнять свои лицензионные обязательства.
В отличие от «Газпрома», который решил отложить разведку в Баренцевом море до 2025 года, в «Роснефти» прекрасно понимают, что замораживать проекты по освоению шельфа нецелесообразно.
В планах компании сохранение темпов реализация масштабной программы ГРР. В 2016 г., помимо бурения двух поисково-оценочных скважин на шельфе Охотского моря, планируется выполнить более 26 тысяч пог. км сейсморазведочных работ 2D; более 2 тысяч км² сейсморазведочных работ 3D; 67 000 км² аэрогеофизических исследований и ряд других работ.
К настоящему времени нефтяная компания осуществила беспрецедентный в истории объём комплексных геолого-геофизических исследований в Арктике. Было выполнено более 84 тысяч пог. км сейсморазведочных работ 2D, что превысило требование лицензионных обязательств более чем в 2 раза. Также компания выполнила свыше 18 тысяч км² сейсморазведочных работ методом 3D, что почти в 3 раза превышает лицензионные обязательства. Аэрогеофизических исследований было выполнено в объёме более 636 000 км², что в более чем 3,5 раза выше лицензионных обязательств. В результате проведённых геологоразведочных работ изучена площадь более 1 млн км² шельфа РФ.
В 2014 г. «Роснефть» успешно пробурила поисково-оценочную скважину «Университетская-1» в Карском море, открыла газонефтяное месторождение «Победа», доказав перспективы нефтегазоносности севера Карской провинции.

«Сланцы — это ненадолго!»
Как следует из доклада, подготовленного в мае Национальным советом по нефти (National Petroleum Council) по заказу правительства США, добыча сланцев — это ненадолго, и в первую очередь энергетическим компаниям нужно делать ставку на шельф. В докладе, над которым работала группа американских экспертов во главе с председателем совета директоров ExxonMobil Рексом Тиллерсоном, шельф назван «основой обеспечения долгосрочной устойчивости мирового нефтеобеспечения», а ресурсы России на шельфе — «наиболее перспективными».
Недавние заявления Shell и Statoil о прекращении буровых работ в арктических широтах ввиду их нерентабельности эксперты трактуют в ином ключе. «Основной проблемой и ошибкой Shell и Statoil, — заявляет профессор Калифорнийского университета Джон Уайтли, — был выбор месторождения. Согласно данным американского Геологического общества, запасы нефти на российском шельфе значительно богаче, а расположение месторождений значительно удобнее, поэтому представляется крайне маловероятным, что Россия столкнётся с теми же проблемами».
Поэтому никого не должно удивлять, что после сделанных им заявлений о нерентабельности бурения в северных широтах Statoil тем не менее участвует в проекте бурения на шельфе Охотского моря.
В целом, в районах, которыми наша страна уже владеет и на которые претендует, находится более 250 млн баррелей нефти и газа в нефтяном эквиваленте, что составляет 60,1% всех запасов Арктики. Прилегающий к территории РФ континентальный шельф может стать основным источником углеводородного сырья как для самой России, так и для мирового рынка. Из 6,2 млн кв. км российского континентального шельфа интерес для поиска нефти и газа представляют 6 млн, то есть почти вся его площадь, из них 4 млн кв. км — это наиболее перспективные участки. По оценкам специалистов, к 2050 г. континентальный шельф будет обеспечивать от 20% до 30% всей российской нефтедобычи.
Стратегические задачи
С точки зрения коммерческой выгоды, нефте- и газодобыча на шельфе Арктики в любом случае принесёт значительную выгоду, если рассматривать не сиюминутную прибыль, а стратегическую. Правда, некоторые эксперты предлагают пережить период низких цен, свернуть временно дорогостоящую, нерентабельную деятельность и вернуться к ней лишь тогда, когда цены вновь поднимутся. Но здесь следует учитывать, что консервация в северных широтах обходится гораздо дороже, чем эксплуатация, а результатом зачастую является потеря законсервированного объекта. К тому же шельфовые проекты — проекты масштабные, а значит, долгосрочные. «Период низких цен, даже по самым пессимистическим прогнозам, продлится недолго. И наибольшую выгоду получит тот, кто успеет занять максимальный сегмент рынка к тому моменту, как будет восстановлено «инвестиционное равновесие», — отмечают авторы доклада «Арктика в фокусе современной геополитики», подготовленного Институтом региональных проблем. — Даже в случае пессимистического сценария, чтобы иметь преимущество в период высоких цен, осваивать Арктику нужно уже сейчас, если же верить оптимистам, работу на шельфе следует не сворачивать, а резко ускорять. Только тогда мы успеем к началу новой эпохи дорогой нефти и сможем эффективно воспользоваться преимуществами, которые она нам предоставляет».
Это, безусловно, проект полного цикла: затраты на логистику и инфраструктуру в северных широтах значительно выше, чем на бурение. Чтобы вести здесь добычу углеводородов, нужно построить более 500 судов обеспечения, не говоря уже о платформах, береговой инфраструктуре, опорных пунктах.
Однако эффект от разработки континентального шельфа не сводится только к получению прямой прибыли. Есть и другие положительные моменты. В первую очередь, конечно, речь идёт об инновациях. Тяжёлые условия, в которых ведётся добыча на шельфе, сверхсложные задачи, стоящие перед специалистами, — всё это делает шельфовые проекты драйвером научно-технической революции. Освоение континентального шельфа по масштабам и сложности задач часто сравнивают с покорением космоса. Кроме того, инновации, созданные как для космоса, так и для шельфа, служат и будут служить всему человечеству и в других областях. Развитие нефтедобычи в северных широтах способствует созданию высокотехнологичных рабочих мест, росту доходов населения и, что не менее важно, формирует условия для развития других отраслей экономики.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть