aif.ru counter
18.09.2019 00:15
1745

К вам идёт «Академик Ломоносов». Плавучая АЭС пришвартовалась на Чукотке

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. Пластик наступает! 18/09/2019
Энергоблок в «парадной форме» вошёл в акваторирю мола-причала.
Энергоблок в «парадной форме» вошёл в акваторирю мола-причала. © / ГК Росатом

Расположен он на берегу одноимённого пролива, соединяющего Чаунскую губу с Восточно-Сибирским морем. Это самая холодная прибрежная часть Северного Ледовитого океана. На восток отсюда по прямой 300 с небольшим км – и пролив Лонга, а дальше уже Аляска.

Будет – не будет

Над Чукоткой ярко-синее небо, и под ним пространство между коричнево-рыжих сопок залито синевой моря, где покоится на волнах энергоблок. Он уже «переоделся» в парадную форму: из коричневого, каким был во время строительства и вплоть до прибытия в Мурманск, стал белым с красными и синими полосами. Даже флаг российский можно не поднимать – сам облик говорит о его государственной принадлежности. Это внушительное морское сооружение длиной 140 м и высотой с 9-этажный дом выглядит вдали от берега таким маленьким, но по-праздничному ярким.

По соседству с ним на морской синеве два дизельных ледокола – «Новороссийск», который шёл впереди во время буксировки ПЭБов из Мурманска, и легендарный на арктическом побережье «Диксон» – он и осуществлял буксировку. А рядом ещё два совсем крошечных судёнышка, которые шли на подстраховке, а теперь должны буксировать к молу, выстроенному для швартовки «Академика Ломоносова».

Вот только будет она сегодня или снова нет? Швартовка ожидалась на день раньше. Но, видимо, пятница, 13-е, – неподходящее время для столь важного события. Сильный ветер не дал возможности. А сегодня погода на удивление хороша, но ветер ещё есть. Капитан на ПЭБе, сотрудники «Росэнергоатома» на берегу то и дело снимают показания приборов. «В море ветер 11 м/с, а у берега уже 8,5. Пока подойдёт сюда, он станет ещё меньше», – делают прогнозы. Но пока ещё ждут.

Вместе с ними ждут все причастные. Жители Певека смотрят с набережной, журналисты – с площадки береговой части будущей ПАТЭС (плавучей атомной тепловой и электростанции), повара в столовой – из окон. Строители то и дело поглядывают в море во время работы.

И вот началось! Медленно, практически незаметно глазу, идёт буксировка. Ощутимо, только если оторвать взгляд от моря минут на 5, а потом снова посмотреть.

Комментарий

Заместитель генерального директора «Росатома» Вяче­слав Рукша:

– 60 лет назад, 3 декабря 1959 г., введён в эксплуатацию атомный ледокол «Ленин», с которого и начались наш атомный флот и история гражданского использования малых атомных энергетических установок. В декабре 2019 г. даст ток первый плавучий атомный энергоблок – судно нового типа. Оно будет снабжать электроэнергией посёлки и промышленные объекты на берегах Арктики, а обновляющийся ледокольный флот – выполнять другую важную задачу: обеспечивать перевоз грузов по Северному морскому пути. Порт Певек – один из важнейших по этому маршруту.

Первый большой грузопоток – это сжиженный газ из новых российских добычных проектов. Второй – сырая нефть, которая в северных месторождениях обычно лёгкая, без серы. А третий – таймырский уголь. Общий объём грузопотока по СМП к 2024 г. мы оцениваем в 80 млн т.

Энергия для жизни

Билибинская АЭС, расположенная неподалёку, в глубине континента, и снабжающая электричеством этот регион, почти отработала свой срок и вскоре должна быть выведена из эксплуатации. Угольная Чаунская ТЭЦ, которая обеспечивает теплом Певек, построена ещё в 1940-х. Чёрный дым из её труб валит сейчас в море.

Строить новую АЭС в вечной мерзлоте очень дорого, и было найдено неординарное решение: создать не наземную станцию, а наводную. Ещё 4 года назад на Балтийском заводе, где строили «Академика Ломоносова», это представлялось сказкой: «приплыл» энергоблок, подключился к сетям, через 12 лет «уплыл» на плановый ремонт, потом вернулся – и так 40 лет даёт берегу энергию… Но «приплыл»-таки!

В нём два реактора мощностью 35 МВт каждый. «Пока регион будет брать 20–25 МВт. Нам бы хотелось, конечно, больше, ведь плавэнергоблок может выдавать 70 МВт электричества и 50 гВт/ч тепла», – говорит начальник службы эксплуатации ПАТЭС Вячеслав Кувалдин.

Впрочем, губернатор Чукотки Роман Копин уверен, что для региона начинаются новая жизнь и новая эра развития. АЭС будет обеспечивать энергией не только действующие проекты добычи золота типа Май­ского, неподалёку от Певека, но и новые – к примеру, Кекуру. На Чукотку приходится 10% добычи жёлтого металла в стране, теперь есть шанс увеличить долю. Более того, станет возможной разработка месторождений Баимской рудной зоны, а это уже медь и другие металлы. То есть экономика региона может стать более диверсифицированной и более устойчивой.

«Это значит, что будет развиваться промышленность, будут рабочие места, люди смогут работать, растить детей, что у Чукотки есть будущее», – сказал Копин.

Основные объекты береговой инфраструктуры (мол-причал, подстанция, распределительные устройства, система безопасно­сти) готовы или почти готовы. Пусконаладка на самом блоке прошла в Мурманске, где на это время были запущены оба реактора.

«Основные этапы, которые нам предстоят, – это интеграция энергоблока в энергосети береговой площадки, постановка под напряжение подстанции «Береговая», подключение к энергосистеме Чукотки и подключение к энергосетям Певека», – сообщил директор филиала концерна «Росэнергоатом» по сооружению и эксплуатации плавучих атомных теплоэлектро­станций Виталий Трутнев.

Кувалдин, как человек, который уже год в Певеке руководит всеми береговыми работами, уверен, что в начале декабря, как и запланировано, ток от АЭС пойдёт в сеть. «Осталась пара месяцев напряжённой работы», – улыбается он.

А вот с теплом история сложнее. Коптящая Чаунская ТЭЦ работает на открытой системе теплоснабжения, «Академик Ломоносов» рассчитан на закрытую. Поэтому городскую теплосеть необходимо модернизировать. Но пока только проведён тендер. Кувалдин надеется, что через год модернизация завершится и тогда отапливать дома в городе будет уже ПАТЭС.

Есть швартовка!

Медленно, но верно «Академик Ломоносов» подошёл к внешней стороне мола-причала, обогнув который он должен войти в приготовленную для себя акваторию. Чтобы понимать: мол-причал, который защитит от штормов и льдов, – это сооружение в километр длиной в виде буквы «Г», перевёрнутой влево и с хвостиком у малой «палочки». Вот, обогнув этот «хвостик», плавблок должен войти во внутреннюю акваторию и пришвартоваться в «закутке» – параллельно малой «палочке».

На причале уже полно работающих в Певеке сотрудников «Росатома», официальных лиц, журналистов. Все следят за тем, как движется верхушка блока, виднеющаяся из-за ограждения причала.

Он миновал путь из Мурманска длиной в 2,5 тыс. морских миль вдвое быстрее, чем рассчитывали: погода благоприятствовала. В общей сложности из Санкт-Петербурга, где строился, до Певека ПЭБ преодолел 9 тыс. км. Пришёл сюда ещё 9 сентября. Но к тому времени водолазы не закончили свою работу. Они очищали дно акватории от упавшего туда во время строительства мусора. Кстати, само дно под ПЭБом углубили. А когда очистка была окончена, началась подготовка к швартовке.

У края причала стоят ребята в касках и оранжевых спасательных жилетах. Это молодые атомщики, которые прибыли сюда с разных АЭС: участие в новом, невиданном доселе проекте вдохновляет. Огромная чайка схватила рыбу и полетела на берег. Чайки тут все здоровые, рассказывают ребята. И требовательные: утром выходишь, а они в ряд выстроились – пока не покормишь, не улетят. Вот нырнул баклан. А ещё, по их словам, сюда часто приплывают три нерпы – играют в затишье.

«Ты почему здесь один? Сейчас второго пришлю», – говорит старший по приёму блока, тоже в спасательном жилете, и спешит дальше. «Вы втроём будете тут как пожарная команда», – обращается он к группе ребят. В общем, полная боевая готовность.

«Академик Ломоносов» в это время показывается из-за «угла» и начинает величаво двигаться внутрь причала, слегка укрывшись контровым светом полярного солнца. Всё больше и больше предстаёт его корпус, и по телу даже бегут мурашки от грандиозности действа.

Щёлкают фотоаппараты, летают дроны с видеокамерами. Экипаж, не занятый работами, на палубах. Им машут с причала, они машут собравшимся.

Фото: ГК Росатом

«Оптимизма надо добавлять в нашу жизнь, – говорит глава городского округа Певек Николай Леванов. – Это событие как раз его добавляет. У людей возникает возможность иной профессиональной ориентации, возможность включения в большой проект».

Городу, в котором в совет­ские времена жили 13 тыс. человек, а теперь всего 4,5 тыс., оптимизм, безусловно, необходим…

«А бакланы смотрят: что это такое прибыло?!» – со смехом рассказывает один из местных жителей.

Прибыло! И пришвартовалось. Пока так, как это обычно делают корабли у берега, но затем установка будет «жёсткая». Оборудование для этого на причале приготовлено.

«Нельзя, чтобы его болтало на волнах, – объясняет Вяче­слав Кувалдин. – Ведь к нему будет подведён трубопровод от ТЭЦ, а болтанка может отбить трубы».

12 лет в порту

На 12 лет замрёт здесь это уникальное на сегодняшний день инженерное сооружение. Среди 83 человек его команды, понятное дело, в основном энергетики – специалисты по обслуживанию АЭС. Со своим директором. Но сейчас пока главный здесь всё же капитан. С другой стороны, каково моряку с 30-летним стажем работы на атомных ледоколах командовать судном, которое на 12 лет застыло?

«Я для себя ответил на этот вопрос так. Вот пришёл ледокол в порт. В рейс не идёт – остановился на межремонтный период. Но экипаж-то всё равно там. Какие задачи в это время выполняются? Прежде всего безопасность: общая, радиационная и ядерная. Я контролирую все три, а непосредственно обеспечиваю общую», – рассказал капитан Василий Голохвастов.

Так выглядят комнаты, где живут члены команды.
Так выглядят комнаты, где живут члены команды. Фото: ГК Росатом

Команда живёт на судне, где условия лучше, чем на ледоколах: уютные комнаты, столовая, спортзал, бассейн, баня, библио­тека. Через месяц, отработав вахту, она отправится на отдых, а на смену прибудет другая команда – ещё на месяц. Всего их три.

В этом единственном в мире проекте нужно было не только построить блок и создать береговую инфраструктуру, вместе с которой он становится атомной станцией, но и отработать все нюансы её обслуживания. И если первые две задачи уже практически выполнены, то вторая только начинает исполняться.

Однако важные выводы уже сделаны. Атомщикам сегодня ясно, что следующие ПЭБы будут другими: с одной реакторной установкой «Ритм-200», которая разработана для новых ледоколов. Это водо-водяной реактор 4-го поколения, он сможет выдавать в сеть 50 МВт, и этого для районов, где требуются реакторы малой мощности, достаточно. В нём не будет бассейна для выдержки отработанного топлива – его сразу будут забирать специальные суда. Соответственно, и судно станет компактнее, и людей для обслуживания потребуется меньше. Тогда можно выйти на экономиче­ские показатели, привлекательные для потенциальных заказчиков. А среди них Индонезия, Малайзия, Таиланд, ОАЭ, Саудовская Аравия, Бахрейн, Катар.

Такой плавэнергоблок уже проектируется. Кстати, многим из заказчиков важен не только его энергетический потенциал, но и сопутствующий: возможность использовать электроэнергию для опреснения морской воды. В Певеке она будет использоваться лишь отчасти.

Одно из технических помещений плавэнергоблока.
Одно из технических помещений плавэнергоблока. Фото: ГК Росатом

Меж тем солнце опускается к сопке, тускнеет полярный день, и «Академик Ломоносов» зажёг огни, сделав картинку на море почти волшебной, подтверждающей: праздник пришёл.

Кстати

ПАТЭС – первый вариант атомной станции малой мощности. Но «Росатом» собирается расширять это направление, так как в мире есть много регионов, где электрическая и тепловая энергия необходимы, но в малых количествах. А такие регионы далеко не всегда расположены у моря. Поэтому нужны и наземные «зелёные» станции малой мощности, какими и являются атомные, – чтобы они могли конкурировать с нынешними углеводородными. Соглашение о намерении строительства такой АЭС на прошедшем недавно ВЭФ-2019 атомная госкорпорация заключила с правительством Якутии.

Оставить комментарий (3)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество