Примерное время чтения: 5 минут
2579

Третье месторождение проекта «Сахалин-1» дало первую промышленную нефть

Стабильность — признак мастерства

Это третье месторождение проекта «Сахалин-1» — одного из крупнейших в России в сфере добычи углеводородов. На двух других месторождениях добывать нефть начали раньше: на Чайво — в 2005 г., на Одопту — в 2010 г. Проект этот международный, и нашу страну в нём представляет ОАО НК «Роснефть». 

Извлекаемые запасы Аркутун-Даги, расположенного на северо-восточном шельфе острова Сахалин, российская сторона оценивает в 113 млн тонн — по нефти и конденсату, в 51 млрд куб. м — по газу. Предполагается, что ежегодно здесь будут добывать до 4,5 млн тонн нефти, а общий суточный объём добычи по проекту «Сахалин-1» превысит 27 тыс. тонн.

«Стабильность, то есть чёткое соблюдение всех обязательств по срокам и качеству, — это и есть критерий мастерства и эффективности работы», — сказал глава «Роснефти» Игорь Сечин.

И действительно, все работы, предшествовавшие началу промышленной добычи, выполнены в строгом соответствии с графиком и технологическими параметрами, все нормы промышленной и экологической безопасности при этом соблюдены. А работы были более чем непростые. Ведь сама платформа, с которой ведётся бурение, — сложнейшее сооружение, результат масштабной работы учёных, инженеров, рабочих, в том числе и российских.

Ни шторм, ни холод, ни цунами

Самая мощная в мире буровая установка делает возможным бурение скважин с отходом от вертикали около 7 километров — это очень важная характеристика, поскольку речь идёт о шельфовой добыче. Платформа «Беркут», строительство которой велось с 2009 г., расположена на расстоянии 25 километров от берега — там, где глубина моря достигает 35 метров.

По сути, это гигантская кустовая площадка: с неё нефтяники собираются пробурить 45 скважин с пиком суточной добычи в 12 тыс. тонн, что обеспечит 4,5 млн тонн нефти ежегодно. Длина её основания — 130 метров, ширина — 100 метров, а общая высота (от основания до верхнего строения) — 144 метра, практически 50-этажное здание. Трудно представить себе такое в открытом море! Но оно там есть — все составляющие столь впечатляющей инженерной конструкции доставлены к месту, собраны, смонтированы, и платформа уже работает.

Впервые в мире здесь применили систему сейсмозащиты, которая позволяет выдержать землетрясение силой в 9 баллов, да так, что работоспособность не нарушится. Не боится «Беркут» и низких температур — работы могут вестись даже при -40 °С, выдержит и волну высотой более 18 метров (а это уже цунами), и давление льда толщиной два метра. Вся жизнедеятельность платформы обеспечивается автономной энергосистемой, которая работает на сепарированном здесь же попутном газе.

И если тогда, когда шельфовая добыча только начиналась, было немало скептиков, то сегодня уже очевидно, что она — реальность, а правильность взятого курса подтверждена практикой. Более того, уже понятно, что за шельфом — будущее нефтедобычи.

Чёрное золото

С месторождения Аркутун-Даги нефть идёт на уже успешно работающий береговой комплекс подготовки Чайво, расположенный на самом Сахалине, а затем по трубопроводу — на нефтеотгрузочный терминал в Де-Кастри в Хабаровском крае с выносным одноточечным нефтеналивным причалом «Сокол».

Именно он и дал название дальневосточному сорту нефти. Дело в том, что нефть здесь особенная, содержание серы в ней минимально — 0,25%, и плотность низкая. Это так называемая лёгкая нефть, она и есть настоящее чёрное золото, поскольку ценится высоко и стоит дороже маркерного для Юго-Восточной Азии сорта Dubai. В соответствии с международными правилами, наш «Сокол» обзавёлся латинским написанием: Sokol.

Покупатели сахалинского «чёрного золота» — страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в основном близлежащие Япония и Южная Корея, но идут поставки и в Китай, и в Таиланд.

Возрастающие выгоды

«Начало освоения этого месторождения позволит людям, проживающим в регионе, получать всё возрастающие выгоды от реализации проекта „Сахалин-1“», — считает Джеймс Флад, вице-президент ExxonMobil Development Company.

Впрочем, выгоды уже сейчас ощутимы. Так, когда в 2009 г. в порту Находки началось строительство гравитационного основания платформы «Беркут», в экономику региона пошли солидные инвестиции. Только в зоне строительства появилось два бетонных завода, использовавших гравий из местных разрезов.

За семь лет, прошедших с начала промышленной добычи нефти на шельфе, федеральный бюджет и бюджет Сахалинской области получили от нефтяников свыше 11 млрд долларов налоговых отчислений. Сейчас в рамках проекта работают около 600 человек, более 80% — россияне, в том числе и жители области.

Ожидается, что дополнительные поступления в федеральный и областной бюджеты — только от добычи «Сокола» на «Беркуте» — составят в следующие 10 лет около 9 млрд долларов.

Справка
«Сахалин-1» — первый масштабный шельфовый проект, реализуемый в России на условиях Соглашения о разделе продукции (СРП). Оно заключено в 1996 г. Уже добыто более 68 млн тонн нефти. К 2018 г. добыча нефти вырастет на 33% по отношению к нынешнему уровню.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах