Примерное время чтения: 9 минут
434

Президент Бинбанка: «Работу и жизнь нужно строить по оптимистичной модели»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22. Суперномер: 206 ответов на ваши вопросы 28/05/2013
Кризис ли, рецессия - жизнь не останавливается. Главное - чтобы все были живы-здоровы. Фото Эдуарда Кудрявицкого

Микаил Шишханов, президент Бинбанка, помнит и 1998-й, и 2008-й. Всё это время он работает в финансовой сфере, для которой те кризисы оказались особенно ощутимыми. И, несмотря на прогнозы аналитиков, в будущее смотрит с оптимизмом.

Не пугайте молодца работой

М.Ш.: - Понимаете, есть простые жизненные вещи. Россиян 142 млн. Большинство (трудоспособная часть) каждое утро просыпается, одевается и идёт на работу. Кризис ли, рецессия - но есть жизненный цикл. А те проблемы, которые возникали в Исландии, Греции или на Кипре, они физически к нам неприменимы, потому что эти страны просто нельзя с нами сравнивать.

«АиФ»: - Но как владелец банка, выстраивая бизнес-стратегию, вы учитываете мрачные прогнозы?

М.Ш.: - Если бы я в своей работе обращал внимание на все негативные прогнозы, то закрылся бы дома и не выходил на улицу, потому что послушаешь аналитиков - жить не хочется. Конечно, мы внимательно следим за тем, какие тенденции на рынке: без макроэкономики нельзя разработать ни одну бизнес-стратегию. Но всё-таки бизнес, работу да и жизнь нужно строить по оптимистичной модели. Да, рецессия возможна. И это нормально, потому что экономика так развивается - через взлёты и падения. При этом есть много примеров, когда спад может оказаться площадкой для взлёта.

Я даже рад, что кризис 2008 года случился. Потому что видел, как развращал людей рост активов без приращения добавленной стоимости. Покупаешь дом за 100 рублей, а завтра он стоит 1000 рублей. И, чтобы заработать 900, палец о палец никто не ударил.

Это не только проблема нашей экономики - это проблема и американцев, и европейцев. Мой товарищ брал ипотеку в США в 2005 или 2006 году. Когда он мне рассказал, на каких условиях, я подумал, что в данном секторе кризис неизбежен.

Получается, что 2008 год ­отрезвил многих, и в том числе и банки. Сейчас все основные ниши в финансовой сфере заняты - каждый на своём месте. Если в ближайшие пару лет мы ещё увидим банкротства - это тоже нормально. Без этого невозможно развитие рынка.

Дорого не равно уютно

«АиФ»: - Не только все заняли свои места, но и определились некие общие правила игры в вашей сфере. А потому создалось широкое предложение похожих друг на друга банковских продуктов. В этой ситуации, наверное, важно найти свой стиль?

М.Ш.: - Действительно, все банковские продукты более или менее похожи - и в ценовом диапазоне, и в качественном. Поэтому вы правильно сказали, в приоритете - стиль. И главное - это максимальный комфорт клиента в отношениях с банком. Чтобы он ощущал участие банка в решении финансовых задач, которые клиент перед собой ставит, и проблем, которые у него возникают.

«АиФ»: - То есть вы ориентируетесь на обычных людей. Поэтому, имея почти 150 офисов в регионах, планируете и дальше расширять там своё присутствие?

М.Ш.: - Да. Это позволяет нам предлагать свои услуги там, где клиентам удобнее их получать. Сейчас открываем офисы во всех крупных городах из расчёта одно отделение на 100 тыс. жителей. В прошлом году офисы Бинбанка появились в Великом Новгороде, недавно - в Кемерово, до конца лета планируем «освоить» Красноярск.

Вообще согласно стратегии развития банка до конца 2020 года должны работать 400 отделений. Но, к нашему удивлению, процесс пошёл гораздо быстрее. В том числе это связано с тем, что бизнес не стоит на месте, одни банки сливаются с другими, часть банков уходит из регионов. Думаю, что запланированный рост сети мы завершим года за три.

«АиФ»: - Жизнь меняется и всё сильнее погружает нас в виртуальное пространство, а вы открываете новые «живые» офисы. Нет ли в этом противоречия?

М.Ш.: - Никакого противоречия нет. Мы активно действуем и в виртуальном пространстве. Развиваем банк прямого обслуживания (проект Эlixir. - Ред.), используем всевозможные онлайн-варианты работы с клиентами. По моему мнению, в виртуальное пространство уйдут все простые продукты: кредитные карты, платежи, формирование выписок и квитанций. Но то, что связано с более сложными операциями с кредитами, вкладами, - здесь важно физическое общение, ощущение атмо­сферы банка.

Знаете, на заре своей карьеры я как-то пришёл на работу неопрятным. И мне тогда основатель банка Михаил Гуцериев сделал замечание. «Как человек доверит тебе свои деньги, если ты себя в порядок привести не можешь? Как же ты за его деньгами присмотришь?» - эти слова я запомнил на всю жизнь.

Опрятность должна чувствоваться во всём: чистый офис, большие окна, удобная навигация внутри отделения, внимательные, вежливые сотрудники. Это не значит, что обстановка нужна дорогая (дорого не равно уютно), - это значит аккуратно и комфортно. На отношение к банку влияет и стоимость продукта, и качество сервиса, расположение офиса и визуальное восприятие. В том числе поведение сотрудников и руководителей. Всё это и многое другое может стать дополнительным плюсом или минусом в решении человека работать или не работать с банком.

«АиФ»: - А с чем связана такая тонкость, как появление у вашего традиционного синего логотипа с чайкой оранжевой стрелки?

М.Ш.: - Ну, оранжевый - это цвет солнца, активности, энергии. Поэтому оранжевая стрелка добавила знаку динамики, движения, показала наше стремление двигаться вперёд.

Малый бизнес - основа основ

«АиФ»: - Выделяете ли вы малый бизнес как отдельный сегмент?

М.Ш.: - Малый бизнес - это основа основ. Весь наш внутренний продукт, как и в любых странах, базируется на малом и среднем бизнесе. К тому же любой малый бизнес всегда мечтает стать большим. Поэтому мы с пиететом относимся к представителям и малого бизнеса, и микробизнеса.

«АиФ»: - Вас не смущает, что, по официальным данным, в нынешнем году более 30% индивидуальных предпринимателей закрыли свой бизнес?

М.Ш.: - Меня это никак не смущает. Да, не самое лучшее положение, наверное. Но малый бизнес как таковой был и будет. И его развитие невозможно без банковских продуктов. Так же, как и развитие соответствующего направления банковского сектора невозможно без малого и среднего бизнеса.

Просто надо принимать то состояние экономики, которое есть в том или ином регионе, и искать наиболее оптимальные продукты - чтобы риски не ложились сильной нагрузкой на капитал, чтобы давать этому сегменту развиваться.

Будем живы-здоровы!

«АиФ»: - И всё-таки есть среди людей некая напряжённость в связи с нынешними прогнозами о рецессии, которая заставляет с опаской смотреть вперёд.

М.Ш.: - В области сбережений граждан (а вклады - по-прежнему наи­более востребованные банковские продукты) никаких проблем не вижу. Ну никаких! Потому что те гарантии, которые созданы государством, на 100% обеспечивают надёжность вкладов. Понятно, что если у тебя в банке не вклад, а кредит, то переживаешь меньше, поскольку не тебе должны, а ты должен.

«АиФ»: - Позвольте с вами не согласиться. У людей есть опыт 2008 года, когда снизились зарплаты или вообще не стало работы, а на них висели ипотеки…

М.Ш.: - Вы знаете, сейчас наша банковская система намного цивилизованней, чем была пять лет назад. Просто к 2008 году выросло поколение менеджеров, которые в агрессивной среде никогда не жили. И когда начались проблемы у клиентов, эти менеджеры наделали много ошибок. Слава богу, вовремя спохватились - начали проводить реструктуризации, что позволило исправить положение заёмщиков.

Сейчас - если сложится неприятная ситуация (а от такого никогда никто не будет застрахован) - будем реструктурировать, договариваться. Ничего страшного в этом нет, это всего лишь ещё один этап жизни рынка. А вообще главное - чтобы все были живы-здоровы и могли дальше работать и зарабатывать.

«АиФ»: - «Живы-здоровы» - как-то неожиданно слышать такие пожелания от финансиста, для которого главным должны быть деньги.

М.Ш.: - Конечная цель любого бизнеса, не только банковской деятельности, - это прибыль. Но, помимо того что ты её зарабатываешь, ты ведь ещё и живёшь в это время. Жизнь-то, она одна. Знаете, счастье - это если ты можешь заработать деньги, получить удовольствие от жизни и при этом остаться нормальным человеком в собственных глазах.

«АиФ»: - Микаил Османович, Бинбанку осенью исполняется 20 лет. Вы занимаетесь менеджментом в области финансов и того больше. Время изменило ваше отношение к бизнесу и жизни?

М.Ш.: - Конечно, изменило. Стал более лояльным, менее агрессивным. Не принимаю уже решения поспешно, взвешиваю каждый шаг... Но самое большее, наверное, что поменялось, - это отношение к работе. В 25-30 лет ещё много лишнего в голове. А сейчас фокус очень чёткий: есть семья и работа - это главное.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах