Примерное время чтения: 6 минут
166

Нефтяники и ФАС придумали формулу, по которой будет дорожать бензин

Переговоры, а точнее, непрерывные споры между антимонопольщиками и крупнейшими игроками нефтяного рынка России длятся уже второй год. Первые уверены в том, что нефтяники сговорились и намерено задирают цены на сырьё внутри страны, вторые убеждены в своей невиновности и жалуются на непомерные налоги, дороговизну транспортировки и колебание цен на нефть на мировом рынке.

Наказание рублём не помогло убедить нефтяных магнатов в обратном: после многомиллионных штрафов, которые уже пришлось заплатить почти всем акулам сырьевого рынка (а кому-то и не один раз), цены на бензин в России продолжают расти. По данным Росстата, с начала этого года они поднялись более чем на 10%, причём основной скачёк пришёлся на третий квартал — изменение цен с июня по ноябрь составило 8,8%.

В ноябре, правда, стоимость автомобильного топлива остановилась, а на некоторые виды даже слегка упала. В среднем, бензин подешевел на 0,1% за месяц, но при этом цены производителей упали гораздо заметнее: средний показатель снизился на 4,1%, стоимость А-76 — на 2,5%, АИ-92 — на 5,7%, АИ-95 и выше — на 3,1%.

А что же нефтяники? Их «несахарная» по их же словам жизнь не то чтобы стала намного сложнее. Во-первых, на 0,3% за месяц снизились тарифы на перекачку нефти по трубопроводам. И хотя с начала года они и росли галопирующими темпами (на 20,2% с января), это с лихвой компенсировалось ростом цен на саму нефть, который составил около 100%. Кстати, в октябре «чёрное золото» чуть подешевело — на 3,2%, — но, по традиции, это вовсе не означает, что автомобилистам стоит ждать спада цен на бензин.

Не поможет делу и новая чудо-формула, уверены эксперты. Дело в том, что теперь цена поставки нефти на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) должна рассчитываться исходя из цен на внешних рынках минус таможенная пошлина и стоимость доставки. Как поведал заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин, такой расклад устроил и ФАС, и всех участников «нефтяных» переговоров, передаёт NewsRu.com, — а среди них были президент «Роснефти» Сергей Богданчиков, глава «Лукойла» Вагит Алекперов, президент «Газпром нефти» Александр Дюков и исполнительный вице-президент ТНК-ВР Анатолий Темкин.

Как ожидает ФАС, новый принцип расчета, во-первых, позволит легко выявлять нарушителей антимонопольного законодательства (задирающих стоимость своей продукции без объективных на то причин), а во-вторых, обеспечит синхронное снижение — или повышение — цен на внешнем и на внутреннем рынках. Хотя и из-за специфики работы отрасли между этими колебаниями будет определённая временная задержка: после того, как внешние цены упадут, переработчикам и розничным торговцам всё ещё надо распродать товар, купленный по старым «прайсам», поэтому падение стоимости в рознице произойдёт, например, через месяц.

В общем, по сути, для самих нефтяных компаний формула не меняет почти ничего. Они и сейчас продают сырьё на НПЗ практически с таким же расчётом, отмечают эксперты, и это вполне разумная схема ценообразования. А вот проблемы, которые могли бы послужить поводом для недовольства ФАС, начинаются на этапе продажи топлива сбытовым компаниям, зачастую аффилированным с теми же нефтяными гигантами.

А значит, не изменится ситуация и в рознице. Более того: если цены на внешнем рынке будут расти, автомобилисты рискуют получить двойное удорожание. Считайте сами: до настоящего момента стоимость топлива внутри страны росла быстрее, чем на мировых торгах (соотношение внутренней цены на нефть с ценой экспортной за год подросло на 0,5%), а соотношение между стоимостью сырья и стоимостью конечного продукта — бензина — подскочило с 2,5 раз в июле до 2,6 в октябре. И если нефтяники объяснят такой рост удорожанием той же транспортировки, например, упрекнуть их уже будет не в чем: всё посчитано согласно формуле ФАС.

Впрочем, окончательного решения относительно расчёта цен ФАС ещё не приняла и собирается утрясти этот вопрос только к концу года. Как заявил глава службы Игорь Артемьев, до этого момента формула может существенно модернизироваться и обрасти аналогичными трафаретами для рассчётов цен на разные виды топлива отдельно.

Для справки

Кого и на сколько штрафовала ФАС:

• ТНК-ВР — на 1,1 млрд рублей в 2008-м, на 4,2 млрд в 2009-м.

• «Газпром нефть» — на 1,3 млрд в 2008-м, на 4,7 млрд в 2009-м.

• «Роснефть» — на 1,5 млрд в 2008-м, на 5,3 млрд в 2009-м.

• «Лукойл» — на 1,4 млрд в 2008-м, на 6,5 млрд в 2009-м.

Все штрафы за 2009-й год компании намерены оспорить в суде.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах