Примерное время чтения: 11 минут
199

Кого освободят от налогов?

На этот и другие вопросы нам ответил председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий Васильев.

- Юрий Викторович, какие законопроекты, с вашей точки зрения, сейчас крайне необходимы для поддержки малого бизнеса?

- Возьмем, к примеру, несколько последних законопроектов, которые были приняты в канун завершения этой сессии и буквально на днях подписаны Президентом РФ. Это  законопроект «О внесении изменений в статьи 346.12 и 34613 второй части Налогового кодекса РФ» позволяет применять упрощенную систему налогообложения (вступит в силе 1 января 2010 г. для тех, чей годовой доход не превышает 60 млн. руб.),  тем самым снижая налоговую нагрузку. Законодатели рассчитывают, что при переходе на упрощенную систему легализация доходов предприятий малого бизнеса возрастет, примерно, на 30%, а рост производительности труда  более, чем на 25%. Соответственно, увеличатся объемы  поступлений от налога на доходы физических лиц в  региональные бюджеты.  Что очень важно, для поддержки стабильности в регионах в кризисный период.

Таким образом, упрощенная система налогообложения стимулирует рост малых  предприятий в несколько раз. А это очень важно для стабилизации экономической и социальной ситуации в стране. Судите сами, количество   малых предприятий в Российской Федерации, согласно данным Минэкономразвития за 2007, год насчитывается более одного миллиона. А в  малом бизнесе занято более 10 млн. человек.

- Подписан и закон  об отмене кассовых аппаратов на предприятиях малого бизнеса? Говорят, его обсуждение было очень бурным…

- Действительно, при обсуждении немало споров вызвал принятый депутатами   законопроект «О внесении изменений в статью 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов с использованием платежных карт». Норматив предусматривает освобождение организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающий единый налог на вмененный доход (ЕНВД) для отдельных видов деятельности, от обязанности применения контрольно-кассовой техники. Специфика уплаты ЕНВД такова, что при его расчете объем полученной выручки не влияет на величину налога, а раз так, то и применение контрольно-кассовой техники бессмысленно. А если учесть, что цена кассового аппарата достигает 25 тыс. руб., то сами понимаете, что  его приобретение и содержание для малого бизнеса  оборачивается для предпринимателя  в  немалую сумму. Освобождение от кассовых аппаратов будет способствовать развитию малого предпринимательства, освободит бизнесменов от неоправданных и существенных затрат на  их покупку и  обслуживание. А самое главное, норматив сделает ненужным очень утомительный, связанный, нередко, с вымогательством со стороны чиновников административных органов, процесс  регистрации кассовой техники в налоговых органах.

- Но при этом будут как-то защищены права потребителя и осуществляться контроль за расходами?

- Несомненно, государство будет контролировать денежные потоки, и защищать потребителя от недоброкачественной продукции. С этой  целью,  ко второму чтению была предложена поправка, согласно которой предприниматели, использующие специальный налоговый режим ЕНВД, могут осуществлять расчеты  без  применения ККТ, но при условии выдачи покупателю товарного чека, который должен заменить кассовый и дать возможность возвращать покупателям некачественный товар. Если же предприниматель считает, что  кассовый аппарат необходим в работе, то никто его не заставит от него отказываться. Для плательщиков единого налога на вменённый доход предоставляется выбор: использовать, либо не использовать контрольно-кассовую технику.  Вместе с тем, получая новые права, предприниматели не должны забывать об обязанностях перед обществом. В этой связи, предусмотрена административная ответственность за отказ продавца выдать по требованию покупателя товарный чек или квитанцию.  В данном случае, нарушитель должен будет заплатить штраф.

- Какие еще законопроекты социальной направленности были приняты?

- Законопроект «О выкупе чеков «Урожай -90», который  предусматривает создание механизма, обеспечивающего погашение государственных обязательств перед сдатчиками сельскохозяйственной продукции урожая 1991 года и выкуп чеков «Урожай-90».

Был рассмотрен  блок налоговых новаций, которые не менее эффективны для решения  не только экономических и, но и  социальных задач. Среди них - и налоговые льготы для работников сельского хозяйства, при оплате их труда, снижение  затрат для родителей  при расчете за услуги детского сада для детей, налоговый вычет при приобретении жилья в собственность  и многие другие льготы.  Так,  законопроект «О внесении изменений в статью 149 и 162 части второй Налогового кодекса РФ»  предусматривает освобождение от  налога на добавленную стоимость ряда коммунальных услуг, оказываемых управляющими товариществами собственников жилья и другими организациями связанные с обслуживанием жилого сектора. Норматив также предлагает не взимать  налог на добавленную стоимость с  денежных средств, полученных  данными организациями на формирование резерва  для проведения текущего и капитального ремонта в многоквартирном доме. Давно назрела необходимость освободить услуги ЖКХ, которые управляющие компании предоставляют  жильцам  многоквартирных домов избавить от уплаты 18 процентного налога на добавленную стоимость. Граждане смогут сделать  выбор: либо самостоятельно иметь дело с организациями, которые предоставляют  жилищно-коммунальные услуги, либо поручить эту работу управляющим компаниям, которые должны проследить за качеством предоставляемых услуг. Несомненно, поправки пойдут на пользу коммунальщикам и жильцам.

Можно и упомянуть  о льготах для старших братьев и сестер, которые вынуждены были взять на себя оплату за обучение младших членов семь. Ситуации бывают разные: родители, например, развелись или потеряли работу, либо вышли на пенсию. И теперь испытывают трудности при оплате за обучение своих детей в  вузе или лицее. Это бремя взваливают на себя трудоспособные старшие братья и сестры. Благодаря принятым  поправкам в Налоговый кодекс они тоже получат право на социальный вычет по налогу на доходы физических лиц. То есть НДФЛ в размере 13% на сумму, выплаченную за обучение,  старшим братьям и сестрам вернут. Были приняты и поправки в Налоговый кодекс РФ, направленными на предоставление льготного налогообложения для организаций потребительской кооперации, численность работников  в которых превышает 100 человек. Эти предприятия получат право применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход вплоть до 1 января 2013 г., продлив, таким образом, срок действия этой льготы, который истекал 1 января 2010 г.. Таким образом, отменено  ограничение по количеству работников на право применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (согласно прежнему законодательству, правом на льготное налогообложение после января 2010 г. могли пользоваться только кооперативные организации, где численность работников не превышает 100 человек).

- В прессе вызвал волну возмущения закон, который позволит налоговикам забирать последние копейки с должников без всякого суда…

- Речь идет о  поправках в статью 48 Налогового кодекса, разрешающих досудебное взыскание налогов с физических лиц. Законопроект закреплен за нашим комитетом. Он вызывает неоднозначное отношение  в обществе. Инициированный  Верховным судом РФ, норматив дает право налоговикам взыскивать с граждан недоплаченные налоги, пени и штрафы без санкции суда  и обращаться прямо в банк, где открыты  счета должника. А если там денег недостаточно, то забирать его личные средства. В случае если  и денег не   окажется  сколько требуется, то будут привлекаться судебные приставы, чтобы изымать у граждан имущество. Норматив жесткий, и вызван кризисными обстоятельствами. Но раз он поступил в Госдуму, то законодатели обязаны его проанализировать. Верховный суд объясняет смысл этих поправок необходимостью разгрузить   судебные инстанции от мелких бесспорных дел, когда плательщики не оспаривают предъявленные требования. В данном случае, речь идет об очень  незначительных суммах, рублях и копейках, из-за которых, как правило, дело до суда не доходит.  Но право защищать свои интересы у граждан никто не отбирает. И если  гражданин захочет, то всегда сможет оспорить взыскание в суде. С другой стороны, многих правозащитников смущает  жесткость этого норматива, который, по их мнению, ущемляет права человека, лишая его собственность без суда.   У каждой стороны есть свои достойные аргументы, которые  законодатели должны тщательно взвесить и учесть при принятии этого закона. Возможно, этот норматив будет рассматриваться в осеннюю сессию.

Кроме того, в Госдуму РФ внесен законопроект, вносящий поправки в НК РФ и УК РФ, которые смягчают наказание за неуплату налогов. В данный момент уголовная ответственность наступает за неуплату гражданином 100 тыс. руб. налогов в течение 3 лет или 500 тыс. руб. компанией. Эти пороги не пересматривались в течение 6 лет. Документ предлагает увеличить пороги в несколько раз, до 0,5-1,5 млн. руб. для физических лиц и до 1,5-4,5 млн. руб. для юридических. Причем,  будет запрещено привлекать к ответственности до тех пор, пока налоговики не зафиксируют сам факт правонарушения. Милиционерам, которые самостоятельно выявили налоговые преступления, придется связаться с налоговиками и получить их решение, прежде чем возбудить уголовное дело. Согласно проекту, гражданина можно привлечь к ответственности, только если он в течение 2 месяцев отказывается расплатиться по своим налоговым долгам. А лиц, которые впервые уклонились от уплаты и погасивших задолженность «до окончания предварительного расследования по делу»,  предлагается освободить от уголовной ответственности. Статистика свидетельствует, что  с января по май было выявлено более 13 тысяч преступлений, связанных с неуплатой налогов. Все вместе они нанесли ущерб бюджету в 26,24 млрд. руб.

И если затронули тему спорных проектов, то уместно упомянуть и законопроект, который был разработан во взаимодействии со специалистами Центральной избирательной комиссии РФ,  Правительством РФ, экспертами. Речь идет о законопроекте  "О внесении изменений в статьи 149 и 251 части второй Налогового кодекса РФ", который позволит решить ряд финансовых проблем средствам массовой информации, работающими с политическими партиями во время выборных кампаний. Поправки   в Налоговый кодекс дают право СМИ, которые предоставили политическим партиям безвозмездно время и печатную площадь, не выплачивать соответствующие налоги, в частности НДС. Ранее бывало и так, что печатные органы, телевизионные компании, даже не получив денежные средства, были обязаны производить соответствующие налоговые платежи. Норматив  регулирует те вопросы, которые неоднократно поднимались представителями СМИ.

- На подходе – новый госбюджет. Что от него ждать?

- Работа над прогнозом и параметрами бюджета на 2010-2012 годы  в нулевом чтении запланирована на 27 июля. Исходя из существующих реалий, основными чертами  будущего бюджета должны стать четкие, реальные приоритетные направления расходов. Основные параметры федерального бюджета — 2010 выглядят  примерно так: доходы — не выше 6,5 трлн. руб., расходы — 9,2 трлн. руб., дефицит — 2,7 трлн .руб.. Доходы по сравнению с бюджетом-2009 уменьшатся на  4%, расходы —  на 5%. В расходах бюджета два приоритета: социальная сфера и высокотехнологичные отрасли (космос, атомная энергетика, электронная промышленность).  Таким образом, основные расходы   традиционно пойдут на повышение пенсий, образование, демографические проекты, здравоохранение. Особое внимание должно быть уделено  вопросам обеспечения обороноспособности и безопасности, реализации космических программ, создание системы ГЛОНАСС, поддержка сбалансированности региональных бюджетов, подготовка к крупнейшим международным форумам - Олимпиаде-2014 в Сочи, саммиту АТЭС во Владивостоке в 2012 году и Универсиаде в Казани.

В качестве базового для расчета параметров бюджета предложен сценарий, который ориентируется на умеренную динамику цен на нефть. Так, в этом году минэкономразвития прогнозирует среднюю цену на нефть марки Urals на уровне 54 долларов за баррель, в последующие три года - 55, 56, 57 долларов за баррель соответственно.

- Будет ли меняться порядок налогообложения с физических лиц?

- Говоря о реформировании налога на доходы физических лиц, депутаты будут настаивать на освобождении от уплаты подоходного налога лиц с доходами ниже прожиточного минимума.

В условиях экономического кризиса исключительно важное значение приобретает стимулирование инвестиционной активности граждан, объем сбережений которых по оценкам аналитиков составляет более 3 трлн. рублей. В этой связи считаем целесообразным безотлагательное принятие закона, предусматривающего частичное освобождение от обложения НДФЛ доходов граждан от осуществления инвестиций на фондовом рынке, а также возможность переноса на будущее убытков при реализации ценных бумаг. Соответствующий законопроект уже внесен в Думу и сейчас проводится активная деятельность по его доработке.

Исключительно важной законодательной мерой представляется закрепление на долгосрочной основе за субъектами Федерации и муниципальными образованиями необходимых налоговых доходных источников.

Основной составляющей доходной базы муниципальных бюджетов в среднесрочной перспективе должен стать местный налог на недвижимость, который заменит существующие налоги на имущество физических лиц, а также на имущество организаций и земельный налог.

Беседовал Илья Акимов

Источник - Росбанк

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах