146

Георгий Бовт: Синдром «Булгарии»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30. Диеты после 30 лет бесполезны 27/07/2011

Сбои в сердце

С ответом чиновники не спешат. Есть сочувствие, негодование, указания наказать виновных. Только этого недостаточно, как недостаточно запудривать синяки под глазами, но не лечить сердце, из-за сбоев в работе которого они и появляются. С одной стороны, звучат обвинения бизнеса в желании выкачать больше прибыли из советского наследства. И это правда: появляются свидетельства, что были на теплоходе неучтённые каюты, под которые переоборудовали техпомещения, что судно было перегружено, и т. д. Виновных, наверное, строго накажут. Но станет ли от этого спокойнее загружаться на борта судов (заходить в ночные клубы, летать рейсами наших авиакомпаний)? С другой стороны, говорят, что и государство виновато — оно не стимулирует бизнес, не даёт, к примеру, налоговых льгот тем же перевозчикам и судовладельцам для ввоза по щадящим таможенным ставкам новых судов или «кубиков» для их сборки у нас. И это верно: при нынешнем налоговом режиме пароход типа «Булгарии», будет он закуплен за границей или построен у нас, окупится лишь через 30 лет. Поэтому, может быть, дадут теперь какие-то налоговые послабления бизнесу. Но станет ли и от этого спокойнее?!

В конце прошлого года Минпромторг сообщал, что в ближайшие 5-10 лет в РФ будет списано около 90% речного флота — примерно 9000 судов. Но на смену им ничего не придёт. Новое судно стоит десятки миллионов, а на модернизацию двухпалубного теплохода требуется примерно 30 млн руб. Умножим 30 млн на 9 тыс. — сумма в калькулятор не помещается. Что делать?

Вернуть деньги

Уж точно — не выделять на это средства из бюджета, который еле справляется с выплатами пенсий. Надо сделать так, чтобы бизнес стал вкладываться в покупку новых и модернизацию «пожилых» судов. Но бизнесмены найдут деньги на организацию дела только в одном случае: если смогут вложения окупить. Пока же наш экономический механизм отстроен так, что после выплат всех легальных и нелегальных платежей прибыли быть просто не может. Если, конечно, не прятать пассажиров в бывших техпомещениях. Однако, даже если резко снизить налоги и, скажем, с помощью регулярной армии и флота защитить бизнес от коррупции, и это может не спасти. Потому что в стране нет спроса на внутренний туризм. По экспертным данным, по итогам 2010 г. он вырос (в сравнении с 2009 г.) всего на 1,6%. А вот выездной туризм — на 40%. Потому как отдохнуть в Турции дешевле, чем в родной стране. При этом чуть ли не на 30% сократился въездной туризм к нам. Туроператоры объясняют это тем, что на ценообразование влияют постоянный рост цен на энергоносители, коммунальные услуги и продукты, что макроэкономическая ситуация дурная. В результате у бизнеса нет стимулов, чтобы развивать тот же речной туризм по-человечески: если на прибыль рассчитывать нельзя, остаётся надежда лишь на возможность поработать без убытков, пока судно ещё на плаву. Иными словами, нет резона вкладывать в это дело свои или заёмные деньги. Вот и не вкладывают. Это называется отсутствием инвестиций.

Сделать так, чтобы деньги не бежали от российской экономики как чёрт от ладана, а стремились в неё, и есть главная задача цивилизованного правительства.

На чём ездим, плаваем, летаем?

(Возраст транспортных средств в РФ)
Самолёты
 

до 5 лет — 5,4%;

до 15 лет — 23,8%;

до 30 лет — 59,7%;

свыше 30 лет — 11,1.

Речные и озёрные суда (пассажирские и грузо-пассажирские)
 

до 10 лет — 10,4%;

до 20 лет — 7,7%;

до 30 лет — 26,5%;

до 40 лет — 21,6%;

до 50 лет — 18,7%;

свыше 50 лет — 15,1%.

Автобусы (общего пользования)
 

до 5 лет — 37%;

до 10 лет — 28%;

свыше 10 лет — 35%.

Читайте по теме: До спасения «Булгарии» не хватило всего 40 метров

Оставить комментарий (25)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы