Узнавай страну не только по учебникам
В Год педагога и наставника Агентство стратегических инициатив (АСИ) при поддержке Министерства просвещения России и Министерства экономического развития России запустило Всероссийскую программу по развитию образовательного туризма для детей и молодёжи «Классная страна».

Такие путешествия интегрируются в учебный процесс. При объединении образования и туризма, взрослых и детей создаётся новая модель детского и молодёжного образовательного туризма.
Всероссийская программа «Классная страна»….
Какие маршруты и где?
«Классная страна» — это площадка для проектирования программ путешествий — по 5 тематическим трекам в связке с предметами школьной программы:
Заявки на участие в программе в 2023 году подали 39 регионов нашей страны. Организаторы отобрали лучшие. Таким образом, в проекте участвуют 22 пилотных региона:
✓ Республика Бурятия
✓ Республика Дагестан
✓ Республика Карелия
✓ Луганская Народная Республика
✓ Камчатский край
✓ Красноярский край
✓ Ставропольский край
✓ Ямало-Ненецкий
автономный округ
✓ Амурская область
✓ Волгоградская область
✓ Воронежская область
✓ Запорожская область
✓ Иркутская область
✓ Кемеровская область
✓ Нижегородская область
✓ Новгородская область
✓ Самарская область
✓ Тамбовская область
✓ Тульская область
✓ Ульяновская область
✓ Санкт-Петербург
✓ Севастополь
Не картинка в учебнике
Учителя в школе знают, что современным детям скучно заниматься только в учебных классах, да и завоевать их внимание чрезвычайно сложно. «Не успеешь заинтересовать первые 15 секунд — считай, упустил», — говорят педагоги. И совсем другое дело, когда занятия выходят за пределы школы, когда ребята видят своими глазами то, о чём рассказывается в учебниках.
Егор Александрович Денисов,
педагог образовательного комплекса «Точка будущего» (Иркутск):
— На мой взгляд, программа «Классная страна» очень важна — меняются дети, меняется время, и должен меняться подход к методике и преподаванию в целом. По собственному опыту могу сказать, что выездные мероприятия и образовательные путешествия очень помогают делать детей собранными, позволяют действительно преподавать. Ребята узнают что-то новое по школьной программе, но при помощи другого подхода. Знания в таком формате действительно усваиваются гораздо лучше. Детям очень нравится видеть своими глазами то, о чём они читали в учебниках. Но это уже не картинка в параграфе — эффект от образовательного путешествия остаётся очень надолго. Потом, когда у них появятся свои дети, они тоже будут их возить по стране и показывать всё самое интересное. И поймут важность и ценность того, что мы сейчас для них делаем.
Как все начиналось
Сначала региональные проектные команды, в состав которых вошли взрослые и дети, проходили обучение. Затем совместно с экспертами и методологами «Классной страны» они продумывали замысел и структуру путешествия, собирая запросы школьников и студентов колледжей — какие места и достопримечательности им хотелось бы посетить и какие форматы им интересны. На основе всей информации педагоги разрабатывают учебно-методические комплексы по каждому путешествию с учетом учебного плана школы или колледжа, в которых эти программы путешествий будут реализованы. Их включают во внеурочную деятельность или практическую подготовку.
Участвуют в работе и представители туриндустрии: объекты показа — музеев и галерей, заводов и фабрик, природных парков, а также туроператоры. Именно они формируют безопасный и качественный турпродукт, который школьники и учителя наполняют смыслами. В дополнение школьные команды придумывают для каждого образовательного путешествия героя-персонажа и его роль, в конце проверяют маршруты на соответствие своим ожиданиям.
В этом году Региональные проектные команды создали 103 программы путешествий.
Андрей Солнцев,
ученик 11 класса гимназии № 12 им. Державина г. Тамбова:
— «Классная страна» дала нам возможность отпустить свою фантазию и творить самим. И очень понравилось, что также загорелись учителя — момент непосредственного взаимодействия помог отодвинуть все должности и регалии. Мы просто стали командой единомышленников, которая создаёт детский туризм и которая объединена единой целью. Педагоги раскрылись по-новому, и сложились отношения не просто «ученик — учитель», а «человек — человек», что очень ценно.
Как перешли к делу
Первыми образовательные путешествия протестировали федеральные эксперты и методологи «Классной страны».
Анастасия Цыбулевская,
руководитель Всероссийской программы «Классная страна»:
— Приезд экспертов и методологов позволил оценить содержание образовательных программ, их целеполагание, связанность маршрута и образовательных цели и задач. По итогам регионы получили рекомендации, что нужно изменить и чем дополнить учебно-методические комплексы и маршруты. Возникло понимание, соответствуют ли выбранные объекты, логика маршрута и проекты ребят поставленным педагогами целям и задачам согласно учебному плану. Очная апробация подтвердила мою уверенность в том, что успех команды во многом зависит от совместной работы всех вовлечённых ведомств, образовательных организаций, педагогов и туроператоров и, конечно, самих школьников и студентов колледжей.
Каждый учащийся перед путешествием получал туристический паспорт, где отмечал свои активности: где побывал, в каких мероприятиях поучаствовал.

Путешествие начиналось с вводного урока по тематическому предмету, где детей знакомили с общей информацией о поездке, образовательной целью, распределяли роли и задачи участников и проводили инструктаж по безопасности. А во время путешествия ребята выполняли задания для дальнейшей проектно-исследовательской деятельности, чтобы затем презентовать свои проекты в стенах учебного заведения.

Мнения и впечатления участников образовательных путешествий

Многие школьники впервые получили возможность путешествовать по родному краю.
Соответствует запросам современного детского восприятия.
Появляются новые полезные туристические маршруты, рассчитанные на детское и молодёжное восприятие.
Дети развивают новые навыки: продуктивная работа в команде, ораторское мастерство, логическое мышление, умение презентовать и защищать свою работу, грамотное и вежливое общение со сверстниками и взрослыми.
Программа мотивирует каждого школьника включиться в образовательный процесс полностью.
Способствует раскрытию творческого потенциала как школьников,
так и учителей.
Об интересных познавательных фактах школьники рассказывают сверстникам и родным, мотивируя их тоже приобщаться к полезному знакомству с родной страной.
Подружились и стали больше общаться дети и учителя из разных школ.
Помогает бороться с дефицитом внимания.
Помогает близко и подробно познакомиться с родным краем и страной.
Информация не замыкается на одной школе, появляется возможность межрегионального взаимодействия.
Даже завершив участие в проекте, дети продолжают творчески мыслить и предлагать учителям новые идеи по изучению школьных тем вне класса. Видя такую заинтересованность школьников, преподаватели становятся ещё более заинтересованными в своём труде.
Наталия Васильевна Левищева,
педагог средней школы № 22 г. Тамбова:
— Ценно, что, приняв участие в «Классной стране», дети почувствовали свою значимость. И получается, что они не готовятся к будущей жизни, а уже плодотворно живут: выдвигают свои идеи и видят их реализацию. Это очень важно для их самореализации и самоуважения. Сейчас время молодых, и мы прислушиваемся к ним, в чём-то они более продвинутые, быстрее нас соображают. Наступил тот момент, когда мы должны работать на равных, обогащая друг друга.
Светлана Анатольевна Тарских, директор средней школы № 15 Петропавловск-Камчатского городского округа:

— «Классная страна» — проект универсальный, удивительный, замечательный, потрясающий. Он позволяет не только в нетрадиционной форме реализовать предметы учебного плана, но ещё и соблюсти межпредметные связи и погрузить ребят в выбор профессии, пройдя участие в профессиональных мероприятиях и профессиональных пробах. После участия в проекте очень многие ребята поменяли свои взгляды на выбор будущей профессии, оценив, насколько прекрасен их родной край.
Примеры маршрутов
Тимофей Артёмов,
ученик 9 класса образовательного комплекса «Точка будущего» (Иркутск):
— Я хотел и хочу пойти после окончания школы в сферу гостиничного туризма, и «Классная страна» мне в этом желании очень помогает. Я даже не представлял, насколько прекрасен и интересен наш Байкал. Ничего не знал о петроглифах и религии этих мест, не представлял, какие разнообразные здесь бывают ветра. А закаты и рассветы на Байкале — это что-то невероятное! С удовольствием приглашаю всех сверстников побывать у нас.
Итоги первого года

Победители программы «Классная страна» 2023 года станут известны 11 января 2024 года на Всероссийском профессиональном форуме, который пройдет на выставке-форуме «Россия» на ВДНХ. Организаторы объявят победителей и наградят команды за лучшие программы путешествий, которые были определены на заседании экспертного совета «Классной страны» под председательством вице-премьера России Дмитрия Чернышенко. Также будут отмечены победители народного голосования, которые сейчас проходит на сайте программы и завершится 26 декабря.

Помимо организации отдельных путешествий, задача «Классной страны» ещё и в том, чтобы дать понятый всем школам, учителям, туроператора инструментарий по организации школьных поездок.
Генеральный директор АСИ Светлана Чупшева:
— Мы бы хотели, чтобы такие образовательные путешествия и маршруты стали обязательной частью внеурочной деятельности или практической подготовки наших школ и колледжей. И здесь нужны доступные алгоритмы и методики: как встроить путешествие в учебный процесс, как сделать его интересным для детей, как на постоянной основе вовлечь бизнес в эту работу. В пилотных регионах — участниках программы мы эти моменты сейчас отрабатываем, чтобы по итогам сформировать общие рекомендации для всех школ.
У АСИ в этом проекте есть и партнёры, которые готовы помочь разработать необходимый инструментарий, чтобы образовательные путешествия в школах и колледжах стали обычной практикой по всей стране.
Наталья Третьяк, генеральный директор издательства «Просвещение»:

— Мы готовы оказать методологическую поддержку, в том числе разработать и распространять учебно-методические материалы, пособия, специальные рабочие тетради для педагогов.
Иван Лобанов, ректор Российского экономического университета им. Плеханова:

— Плехановский университет разрабатывает программы повышения квалификации для региональной власти, туроператоров, педагогов, советников по воспитательной работе, обучает их современным технологиям создания и организации образовательных путешествий для детей и молодёжи. Первыми выпускниками станут участники региональных проектных команд «Классной страны». Мы подготовили уже около 6 тысяч специалистов в области образования, туризма и гостеприимства и постоянно совершенствуем образовательные программы в этих областях. От того, как будут организованы школьные путешествия, во многом зависит, какое впечатление сложится у детей о своей стране — хорошее или очень хорошее».