Примерное время чтения: 5 минут
115

Моряки с освобожденного от пиратов сухогруза Arctic Sea возвращаются в Россию

Моряки с освобожденного от пиратов сухогруза Arctic Sea возвращаются в Россию. Вместе с ними на самолете ВВС РФ полетит и интернациональная группа захватчиков из Эстонии, Латвии и России. Ряд экспертов предполагает, что история с исчезновением сухогруза на самом деле выглядела не так, как её описывают российские военные. В ЕС подозревают, что под пиломатериалами на судне были спрятаны крылатые ракеты.

В среду 15 моряков сухогруза Arctic Sea, который, как говорят в Минобороны, освободили от пиратов без единого выстрела, доставят в Россию. Начальник вооружения ВВС генерал-майор Олег Бармин на пресс-конференции рассказал журналистам, что спасенные от пиратов моряки в течение дня прибудут из Кабо-Верде, где российский сторожевой корабль «Ладный» обнаружил пропавшее больше двух недель назад судно, в Москву. О том, в какой именно аэропорт прибудет экипаж Arctic Sea, Бармин уточнять не стал — по всей видимости, речь идет об одном из военных аэродромов.

Вместе с моряками на самолете ВВС РФ полетят и их бывшие захватчики.

Как стало известно накануне, это восемь граждан Эстонии, Латвии и России. Московские следователи намерены допросить их в рамках уголовного дела, возбужденного по п. «а» ч. 3 ст. 126 УК РФ (похищение человека, совершенное организованной группой). Ещё одно уголовное дело по факту похищения корабля завела генпрокуратура Эстонии.

Сразу после освобождения судна министр обороны России Анатолий Сердюков отчитался перед президентом Дмитрием Медведевым о проделанной по его приказу работе. Приказ отправить на поиски Arctic Sea три российских сторожевых корабля президент отдал спустя два дня после того, как история таинственного исчезновения сухогруза просочилась в прессу.

Редактор журнала «Морской бюллетень — Совфрахт» Михаил Войтенко (именно он первым сообщил об инциденте и затем сообщал российским СМИ информацию о ходе поисков) считает, что Arctic Sea обнаружили ещё на прошлой неделе. «Я считал и считаю, что судно освободили после того, как заинтересованные стороны договорились между собой. Да и что там скрывать, Arctic Sea нашли ещё в субботу», заявил он. О каких сторонах идет речь и о чем они могли договариваться, Войтенко не уточнил.

Другой эксперт — специалист по морской навигации, генеральный директор — генеральный конструктор Российского НИИ космического приборостроения Юрий Урличич, также считает, что ситуация на сухогрузе развивалась нестандартным образом. Как заявил министр обороны Анатолий Сердюков во время рапорта президенту Медведеву, нападавшие, угрожая экипажу оружием, заставили их выключить навигационное оборудование. Именно этим объясняется тот факт, что судно пропало с радаров. Однако Урличич удивлен тем, что экипаж не воспользовался глобальной космической системой КОСПАС/САРСАТ, которая предназначена для оказания помощи морским судам, терпящим бедствие. «Любой из членов экипажа мог совершенно спокойно включить аварийный буй системы КОСПАС/САРСАТ, и мгновенно информационная система сообщила бы, где судно находится, кому этот буй принадлежит и, соответственно, была бы осуществлена экспедиция по спасанию судна, — сказал он. — Если бы буй попал в воду, он бы включился автоматически. Этого тоже не произошло». По его мнению, ещё предстоит разобраться, почему ситуация развивался таким образом.

Есть предположение, что сухогруз мог быть вовлечен в незаконную перевозку оружия. Ранее в России выдвигалась версия, что на его борту находятся радиоактивные материалы. Однако финская сторона, которая проводила проверку судна перед отправкой в море, назвала такое предположение «тупым». В Управлении радиационной и ядерной безопасности Финляндии заверили, что судно успешно прошло радиационный контроль при выходе из порта Якобстад (Пиетарсаари).

Как сообщает «Интерфакс», бывший командующий силами обороны Эстонии, а ныне докладчик ЕС по борьбе с пиратством Тармо Кыутс в среду заявил, что Arctic Sea мог перевозить оружие. Об этом, уверен он, свидетельствует масштаб военной операции, начатой Россией для поисков сухогруза. «Такое странное поведение России во всей этой истории может объяснять только то, что на борту судна находились крылатые ракеты. Вся официальная версия России выглядит настолько надуманно, что верить ей было бы наивно. Фирма-владелец сухогруза, официально связанная с Финляндией, но имеющая отношение к латышским русским, делает заявление о пропаже судна президенту России. Противоречивая информация от России как раз говорит о том, что имела место транспортировка оружия», — сказал он.

По мнению Кыутса, «целую аллею крылатых ракет» можно было с легкостью спрятать под штабелями древесины; чтобы разбирать такой груз, нужно иметь серьезные подозрения, а для проверки придется заводить корабль в порт и разгружать несколько часов.

Министерство обороны России, силами которого был освобожден Arctic Sea заявляет, что инцидент — это классический пиратский захват. Пираты требовали выкуп за освобождение сухогруза и угрожали взорвать судно, если экипаж откажется выполнять их приказы. Нападавшие были вооружены, но когда с корабля «Ладный» поступил приказ сдаться, «избавились от оружия».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах