Примерное время чтения: 9 минут
16060

#жизньудалась. Почему идеальные профили в соцсетях не делают нас счастливее

Социальные сети — «место обитания счастливых и успешных людей». По крайней мере, такое ощущение складывается после просмотра большинства аккаунтов в различных сервисах. Страницы и каналы многих людей наполнены исключительно фотографиями и описаниями красивого отдыха, вкусной еды, всевозможных развлечений. Что на самом деле скрывается за глянцевой стороной жизни некоторых «счастливчиков» и почему нередки случаи, когда идеальная виртуальная жизнь заканчивается трагедией, АиФ.ru рассказала психолог Анна Хныкина.

Однобокое счастье

Наталья Кожина, АиФ.ru: Анна, почему в наше время уже не редкость истории, когда люди с «идеальными» профилями в социальных сетях, которые буквально светятся счастьем и успехом, заканчивают жизнь самоубийством? Хотя внешне ничего не предвещало подобного финала?

Анна Хныкина: Я бы сказала наоборот: всё предвещало! Особенно слово «идеальный». В реальном мире ничего идеального не существует, всё сбалансировано. Плюс и минус в природе всегда уравновешены. Идеализация опасна именно тем, что за ней рано или поздно приходит обесценивание. И чем сильнее что-то было идеализировано, тем страшнее оно будет обесценено. То, что мы видим на страницах наших друзей и знакомых, часто не что иное как «однобокое счастье».

— Что вы подразумеваете под «однобоким счастьем»?

— Опять же: мир устроен равновесно, во всём есть и плохое, и хорошее. Кроме красивых фотографий, у нас ещё есть и теневая сторона жизни. Её мы, естественно, не выставляем напоказ: как мы болеем, как мы некрасиво орём друг на друга, как мы бываем неуспешны. Все выкладывают свои дипломы и медали, но никто, например, не выкладывает фото провальных защит, которые точно так же случаются. Это нормально.

Перегиб во внешней части жизни всегда обозначает недостаток внутренней. Если вы выкладываете по 10 фотографий в день, где вы в шикарной обстановке, без единой морщины, с дорогими часами, на фоне нереального спорткара — это значит, что вам очень важна высокая оценка окружающих, и больше вы ничем не заняты. Это нарциссическая история. Замечу, что нарцисс — это не только человек, который занимается самолюбованием, он всегда один, рядом с ним никогда никого нет. Люди, которые живут только на внешнюю оценку и картинку, — внутренне пусты и очень одиноки.

— Есть ли обратная зависимость: чем больше красивых фото вы выкладываете в соцсети, тем хуже вам на душе?

— Можно сделать такое предположение в случаях, когда их действительно слишком много. Сегодня большое количество людей, которым хорошо с самими собой. Вопрос в том, приносят ли они пользу кому-нибудь, кроме себя? 

Есть люди, которые живут свободно в одиночестве. Они в это вписаны. Это их осознанный выбор, который отчасти относится к их границам личности, так они чувствуют себя комфортно. Чаще всего это бывают чем-то очень увлечённые люди. Но большинство тех, кого буквально «заносит» в идеальную жизнь, действительно одиноки и пусты. Они настолько погружаются в идеализацию, что откровенно не понимают, что за ней ничего не стоит и стоять не будет. Истории про суициды говорят о том, что эти люди как бы случайно оказались не готовы к тому, что они никому не нужны. Хорошо, когда человек понимает: я один, потому что мне так надо, так нравится, так комфортно. Но как раз такой человек не позирует, не демонстрирует, это, как правило, интроверт, живущий насыщенно внутренними процессами. Другое дело, когда у человека внутренних процессов нет, всё идёт не просто вовне, а в пустые усилия понравиться во что бы то ни стало. Не понимая этого, он позирует, красоту выкладывает, чтобы завоевать любовь, только любовь таким образом никогда не получишь, как, впрочем, дружбу, искренние отношения.

Трезвый взгляд

— Как понять, что ты стал заложником своей идеальной жизни?

— Трезво оцените, где вас больше — в реальной жизни или в смартфоне. Тогда многое станет понятным. Задумайтесь, что вам больше доставляет удовольствие: то, что вы пришли на модный показ, или количество удачных кадров с лейблами организаторов и размещений по соцсетям? Где вы находитесь — внутри процесса (смотрите за происходящим, наслаждаетесь) или снаружи (вам интересны только полученные фото с показа и лайки). Почему вам так важно рассказать всему интернету, где вы были, что вы делали, кого вы видели, во что были одеты?

Если вы вдруг поняли, что между виртуальной жизнью и реальной есть очень большой разрыв, — надо идти на психотерапию, потому что, если бы вы могли справиться с этим самостоятельно, вы бы это давно сделали.

— А где взять деньги на терапию, ведь иногда для соответствия определённому уровню жизни люди тратят последнее, залезают в долги?

— Хороший вопрос. Да, у таких людей всегда нет денег на терапию. Есть средства только на то, чтобы сейчас купить красивый салат и выложить его в соцсети побыстрее. Хочется сказать: «Пойдите заработайте». Возьмите ответственность за себя и свою жизнь в свои собственные руки, осознайте, что на самом деле жизнь пуста и вам хочется выдать всё это за гораздо больший успех, чем он есть на самом деле. Начните менять жизнь, зарабатывать, осознайте, что вы больше стараетесь выглядеть хорошо, чем чувствовать себя так. Счастливый человек не гонится за оценками, у него настолько насыщенная жизнь, что ему некогда даже по одному фото в день выкладывать.

Все сошли с ума

— Анна, что заставляет людей выкладывать личные фото с хештегами: «жена лучшего мужа», «мой муж самый-самый», «мамино счастье» и т. д.?

— До тех пор, пока человека что-то травмирует, он не может говорить больше ни о чём другом. Мы все выкладываем именно то, что нас больше всего беспокоит. Если женщина долго была одна, страдала из-за этого, то, как только на горизонте появится мужчина, более или менее подходящий под её параметры, появятся и хештеги «мой принц». Нездоровой демонстрацией своих детей, как правило, страдают женщины, которым долго не удавалось забеременеть, и они при этом чувствовали себя ущербными. Или когда они стали мамами, и им наконец-то досталась власть над чьим-то миром. Они чувствуют своё могущество, правильную реализацию опять же. Большое количество фото на одну и ту же тему — это выпячивание своих ран, которые продолжают беспокоить человека или начинают закрываться.

Мы яростно транслируем то, чего у нас долго не было, и вдруг мы это получили. Всё это не касается случаев, когда человек делает себе продажи. Например, консультант по питанию фотографирует своё тело, это чистой воды бизнес. Шоу-бизнес сюда тоже не относится, потому что это в большинстве случаев обычный пиар.

— Некоторые эксперты утверждают, что просмотр идеальных соцсетей вызывает стресс, если человек не может похвастаться аналогичным образом жизни. Что вы думаете об этом?

— Давайте называть вещи своими именами, красивые фото могут вызывать зависть и раздражение. И это тоже реакция. Человек, который не тянется за соответствием какому-то уровню, условно, богатой жизни или дорогим вещам, спокойно смотрит на тех, кто выкладывают каждый свой «чих» в хорошем ресторане или на дорогом курорте. А тот, кто жаждет соответствовать определённому уровню жизни, но не может себе его позволить, будет раздражаться, глядя на счастливые профили своих друзей и знакомых.

Но, откровенно говоря, все эти идеальные фото — отличный стимул оставить чисто русскую привычку вечно ныть. Порадуйтесь за ближнего. Начните работать и зарабатывать, если вас это всё задевает. Только помните, что обладание дорогой вещью не приносит душевной гармонии. Счастье — не картинка в соцсетях, а ваше внутренне состояние. Если вы глубоко несчастны, даже красивые фото с Лазурного берега и тысячи лайков не добавят вам внутреннего комфорта.

— Как вы считаете, уйдёт ли когда-нибудь в прошлое повальное увлечение соцсетями?

— Обязательно! Во все времена в моде был хороший вкус и хорошие манеры. Самовыпячивание к этому не имело никакого отношения. Люди, которые что-то собой представляют, чувствуют собственную значимость, всегда достаточно скромны, у них нет потребности громко заявлять о себе. Но так сложилось, что в нашей жизни в один момент появились гаджеты, которые дают возможность видеть и представлять себя красивыми, поэтому все резко сошли с ума. Думаю, что скоро все «наедятся» этой красотой, и чрезмерные выкладывания себя любимого в социальных сетях общепризнанно станут дурным тоном. Разумеется, сюда не относятся бизнес и реклама. Кстати, если для девушки позиционирование своей груди и губ — бизнес и реклама, ничего плохого в этом нет, но только давайте не будем забывать, как эта древнейшая профессия называется. Если бы мы всегда называли вещи своими именами, то красивых фотографий в соцсетях стало бы намного меньше.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы