Подобрать идеальный подарок для ребенка на Новый год не такая простая задача, как кажется. Ведь у детей есть все, а их желания порой туманны и не оформлены во что-то конкретное. При этом родителям, естественно, хочется, чтобы подарок был не только игровым, но и полезным. И тут можно попросить помощи у специалиста. О том, как правильно выбирать подарки, чтобы они принесли радость ребенку, АиФ.ru рассказала Александра Желудова, педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра.
Новый год — это праздник чудес и волшебства. Многие из нас в детстве караулили бой курантов, чтобы заглянуть под елку и найти там не просто очередную игрушку или сладости, но подарок от самого Деда Мороза. Время прошло, все мы стали родителями и теперь, соблюдая давние традиции, дарим «подарок от Деда Мороза» уже своим детям. Предлагаю поразмышлять, каким должен быть этот подарок и в чем его принципиально отличие от всех остальных. Итак, начнем с принципиального отличия.
Обычно ребенок заранее выбирает для себя новогодний подарок и с подачи взрослого рисует или пишет, в зависимости от возраста, послание Деду Морозу. Для многих детей данное письмо является долгожданным шансом исполнения своего самого заветного желания, ведь просит он не у родителей, а у главного волшебника страны, который всё может. Поэтому многие просят дорогие игрушки, последние модели игровых приставок или самокатов и т. д. Но зачастую запросы любимого чада идут вразрез с мнением взрослого, который либо не может, либо не считает нужным реализовывать «давнюю мечту». Принципиальным моментом здесь является то, что по сравнению с другими подарками новогодний «дарит Дед Мороз», и рациональные объяснения родителя об отсутствии возможности его купить здесь использовать сложно, ведь волшебнику не надо ничего покупать — у него всё появляется «само собой». Как же поступить родителю в этой ситуации, чтобы учесть свои возможности и одновременно порадовать ребенка? Для этого важно помнить несколько правил.
Правило первое — с возрастом ребёнка размер подарка уменьшается, а цена, наоборот, растет. Отсюда первая ловушка для родителя: если с самого начала взрослый бесконтрольно потакает детским прихотям (ведь это недорого), он приучает его к мысли о том, что нет никаких ограничений. В результате у ребенка не формируется чувство меры и одновременно с этим развивается повышенная требовательность к окружающим и соответствующие способы поведения. Выход из данной ситуации прост и вместе с тем сложен — процессом выбора подарка необходимо управлять, но делать это очень деликатно, без какого-либо давления. Самым лучшим временем для этого является дошкольный период, когда ребенку важно мнение взрослого. А одним из средств такого управления выступает обсуждение варианта подарка, где основная задача взрослого «снять шоры единственного выбора» и натолкнуть сына или дочь на мысль о поиске альтернатив.
Правило второе — расширьте представления ребенка о том, что такое подарок. Для многих это в первую очередь какой-то материальный предмет, и чем ценнее он, тем лучше. Этому же мы учим и наших детей — это вторая ловушка для родителей. На самом деле за любым подарком стоят потребности и желания, и если родитель способен расширить границы детского интереса, он выводит своего ребенка из ниши материальной значимости подарка. Так, например, мама может заинтересовать дочь плетением из бисера, и тогда желанным подарком будет не дорогое украшение, а набор для его самостоятельного изготовления. И ценность данного презента окажется не в его стоимости, а в его значимости. Ну а в качестве дополнительного бонуса ребенок получит новый навык. Другим примером может служить совместный поход с папой на лыжах в лес. Для реализации этой идеи будет необходима экипировка (если её ещё нет) и несколько часов свободного времени, которое будет потрачено на увлекательное приключение.
За этими примерами стоит один простой прием: находим время включить своего ребенка в свою жизнь и показать ему, каким огромным и интересным может быть мир. Потратив чуть больше времени на общение, мы поможем нашим детям стать более гибкими в своих желаниях, а значит, и в поступках. Согласитесь, это ценное приобретение для каждого человека.
Правило третье — самое очевидное. Подарок — это не мера любви и не ее замена и уж тем более не средство договоренности (ты мне — я тебе). Это третья ловушка для родителей. Подарок — это просто так. И если в мире ребенка будет много маленьких, но интересных и разнообразных подарков в виде неожиданной прогулки, любимого лакомства, поездки в зоопарк и т. д. и эти сюрпризы будут происходить просто так, то ребенок научится ценить то, что есть сейчас, радоваться тому, что имеет, и у него не будет накапливаться ощущение, что ему чего-то не хватает, которое чаще и перерастает в желание получить грандиозный дорогой подарок — один раз за много-много дней. Напротив, постепенно на фоне вашего примера у ваших дочери или сына появится желание тоже радовать других и делать подарки.