Как не испортить отношения с ребёнком за это время? Как помочь ему пережить этот волнительный период и не довести себя до нервного срыва? «АиФ» спросил у доцента кафедры детской и семейной психотерапии МГППУ и департамента психологии ВШЭ, семейного психотерапевта Елены Чеботарёвой.
Как вести себя родителям?
Родителям нужно начать с себя. Дети не сами нагнетают обстановку вокруг экзаменов. Скорее, мамы и папы транслируют им тревогу. Им кажется, что они таким образом мотивируют детей, внушая: здесь решается твоя судьба, и если провалишь экзамен, то всё пропало. Понятно, что провал у каждого свой: кто-то боится вообще не сдать, другой — сдать недостаточно хорошо. В любом случае чрезмерная мотивация плохо помогает. Дети больше боятся не за свое будущее, не за то, что они будут выглядеть неуспешно, а за то, что родители разозлятся, расстроятся, накажут.
Поэтому первый совет родителям — постарайтесь обеспечить ребенку, готовящемуся к экзаменам, максимально поддерживающую атмосферу. Найдите способы подбадривать его, поддерживать. Расскажите ему еще раз, что вы будете всегда его любить и принимать, несмотря на то, как он справляется со своими испытаниями по жизни. Покажите, что вы верите в своего ребенка. Это придаст ему гораздо больше сил, чем разного рода нотации.
Также попытайтесь отвлечься, найти себе какое-то занятие, чтобы не стоять всё время над душой у ребёнка, усиливая тревогу и волнение. Или направьте свое волнение в этот период на физическую заботу о ребенке: приготовьте его любимое блюдо, заварите какой-нибудь витаминный чай, сходите с ними погулять перед сном и т. п.
Когда вы успокоитесь, полезно проговорить с ребёнком варианты действий, если он не сдаст ЕГЭ или не наберет достаточно баллов для поступления в желаемый вуз. Можно выбрать вуз, где нужен балл поменьше, пойти в колледж, а потом поступить в вуз и т. д. Обозначить пути отступления лучше, чем сокрушаться, что он ничего не сдаст и никуда не поступит.
Что делать выпускникам?
Опять же не зацикливаться на цели. Чрезмерная внутренняя мотивация тоже мешает. Если вы все ставки делаете на одну цель, есть риск не выдержать такого давления. Надо суметь отнестись к ситуации более спокойно. Когда ты что-то хорошо знаешь, но при этом для тебя это нереально важно, то больше шансов переволноваться, что-то не сделать, не сориентироваться вовремя в ситуации. Многие хорошо подготовленные дети получают низкие баллы только потому, что теряются, делают глупые ошибки, опечатки — большое волнение сильно мешает. Потому что слишком высока для них значимость происходящего. Понятно, что это важный рубеж в жизни молодого человека. Но хорошо бы для самого себя понять, как он будет справляться, если что-то пойдёт не так.
Важно позаботиться о своей работоспособности во время подготовки к экзаменам. От того, что вы себя загоните, заучивая материал день и ночь, эффективность не повысится. Скорее наоборот. Психологический, эмоциональный, физический ресурс нужно периодически возобновлять. Для этого необходимо регулярно отдыхать, отвлекаться, чаще выходить на прогулки на свежий воздух, не забывать про физическую активность. Это все повышает и внимание, и память, и общую работоспособность, и настроение.
За день до экзамена не стоит панически что-то доучивать и ликвидировать пробелы. Пройдитесь по тому, что знаете хорошо, чтобы сделать это наверняка. Или выберите посильное количество того, что знаете слабо. Важно адекватно оценить возможности и выбрать адекватную стратегию.
Важно прийти на экзамен в хорошей физической форме — выспавшимся, отдохнувшим, бодрым. И тогда, даже если что-то недоучил, сможешь сориентироваться, вывести это знание из того, что уже выучил, просто догадаться о чем-то. Когда человек приходит на экзамен в состоянии зомби, после бессонной ночи, то велика вероятность, что растеряется и не вспомнит даже то, что хорошо знает. Способность концентрироваться и реагировать на ситуацию снизится.
Если до экзамена есть еще несколько дней, спланируйте подготовку. Сегодняшняя молодёжь в большинстве умеет это неважно. Многие постоянно откладывают дела на потом, будучи уверенными, что потом каким-то чудом всё сделается. Это приводит к тому, что они не рассчитывают свои силы, время — невозможно все сделать в один момент. Поэтому хорошо бы на этапе финальной подготовки распределить задания, рассчитать, сколько нужно в день пройти тем, выучить вопросов, прорешать задач. При этом каждый день нужно анализировать свой план (насколько он посильный) и при необходимости пересматривать отдельные пункты.
Если что-то не очень продумано и не очень реалистично, нужно вовремя вносить коррективы: выбрать самые важные темы, решать не все задачи из раздела, а по несколько, чтобы охватить всё нужное, прочитать то, что совсем не помнишь, и пропустить то, что еще держится в голове. Трезво оценить, что реально можно успеть. У каждого есть индивидуальные особенности, как им легче учить. Часто люди идут каким-то привычным путем и делают меньше, чем задумано. А если на это накладывается еще и большая тревога и родительские нравоучения, то они совсем мало чего успевают.
Стоит принять факт: чуда не случится, знания сами в голову не придут. Задача — показать максимум того, что уже имеешь. Но даже если не получится, жизнь на этом не заканчивается. Наоборот — взрослая, интересная жизнь только начинается. И после этого спокойно идти на экзамен.